В статье представлена историческая справка и обсуждаются современные тенденции хирургического лечения пациентов с нейромышечной дисфагией (ахалазией) верхнего пищеводного сфинктера. Описана методика, особенности и результаты первых эндоскопических операций.
Синдром короткой кишки — тяжелое, редкое мальабсорбционное расстройство, зачастую являющееся следствием обширных хирургических резекций тонкой кишки. Данное состояние часто сопровождается выраженными нарушениями нутритивного статуса и водно-электролитного баланса, которые плохо поддаются медикаментозной коррекции. В настоящей статье мы приводим три клинических случая, в которых удалось добиться выраженного клинического улучшения посредством проведения реконструктивно-восстановительных операций больным, страдающим данной патологией.
Проведенный анализ современной литературы и собственный клинический опыт позволяют утверждать, что применение лапароскопических методов в хирургическом лечении острого аппендицита, осложненного перитонитом, имеет преимущества перед открытой операцией. Залогом успешного лечения пациентов является надежная ликвидация источника перитонита — выполнение адекватной аппендэктомии. При послеоперационном перитоните ранняя лапароскопическая санация является альтернативой безоперационному лечению и отсроченному вмешательству. Успех применения лапароскопического доступа зависит не только от технических аспектов, но и от правильности определения показаний и противопоказаний к операции.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19), вызванная коронавирусом 2 тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-CoV-2), оказала значимое влияние на здоровье населения мира. В связи с высокой контагиозностью и стремительным распространением инфекции 11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии. Вместе с тем, несмотря на пандемию COVID-19, ишемическая болезнь сердца является одним из наиболее распространенных заболеваний в мире и по-прежнему занимает первое место в структуре смертности. В настоящее время одним из эффективных и оптимальных методов хирургического лечения ишемической болезни сердца с атеросклеротическим поражением коронарного русла является прямая реваскуляризация миокарда — коронарное шунтирование. Однако кардиохирургические вмешательства в период пандемии COVID-19 сопряжены с определенными рисками. Активная инфекция представляет собой серьезный отягощающий фактор, который может привести к развитию осложнений и летальному исходу. В настоящей статье представлен клинический случай летального исхода у пациента 65 лет после планового коронарного шунтирования на работающем сердце, у которого в раннем послеоперационном периоде была выявлена ранее не диагностированная COVID-19.
Опухолевые поражения сердца остаются актуальной проблемой из-за высокой смертности. Сложность ранней диагностики первичной лимфомы сердца обусловлена неспецифичностью симптоматики и приводит к тому, что данное заболевание обнаруживается, как правило, на 4 стадии. В настоящей статье представлен клинический случай, демонстрирующий необходимость проведения инструментальной диагностики сердца на раннем этапе при наличии неспецифических симптомов, таких как нарушение проводящей системы сердца, гидроторакс и гидроперикард.
Целью исследования являлась оценка приверженности российских врачей использованию балльной оценки риска венозных тромбоэмболических осложнений с помощью шкалы Каприни в условиях реальной клинической практики. На базе платформы «Google Формы» был создан электронный опросник, приглашение к заполнению которого было разослано по электронной почте и через социальные сети образовательного проекта «Школа тромбоза». Анкетирование проводилось в период с 20 по 30 октября 2021 г. Были получены ответы от 270 респондентов, из которых в анализ включены 260 анкет от специалистов, работающих на территории России. Среди них преобладали врачи из частных клиник и городских клинических больниц по специальностям сосудистая хирургия, включая флебологию, и общая хирургия. До 90 % отечественных врачей различных медицинских специальностей осведомлены о наличии шкалы Каприни, до 77 % активно применяют ее в клинической практике, до 74 % специалистов используют результаты балльной оценки для принятия решения по тактике первичной профилактики ВТЭО и до 28 % взаимодействуют со шкалой, интегрированной в медицинскую документацию в бумажном или электронном формате. Большая часть респондентов отметила доступность современных средств фармакологической профилактики, в частности НМГ и ПОАК в своих лечебных учреждениях. Что касается механической профилактики, то эластичные бинты и компрессионный трикотаж оказались практически одинаково доступны, но методы активного ускорения кровотока могли себе позволить не более 15 % респондентов. Выводы: большинство опрошенных отечественных врачей отмечают высокую приверженность к использованию шкалы Каприни для оценки риска венозных тромбоэмболических осложнений в реальной клинической практике.