Новая коронавирусная инфекция (COVID-19), вызываемая коронавирусом 2 тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-CoV-2), оказала значимое влияние на здоровье населения мира. В связи с высокой контагиозностью и стремительным распространением инфекции, 11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале глобальной пандемии [1]. Количество подтвержденных случаев и смертей продолжает расти с каждым днем. За два года пандемия COVID-19 унесла жизни более 6 млн человек в мире, а в Российской Федерации — более 400 тыс. [2].
Появление различных вакцин в конце 2020 г. привело к тому, что многие государственные программы поощряли, а в некоторых случаях обязывали проходить вакцинацию определенные слои населения. Увеличение масштабов вакцинации пожилых людей с ослабленным иммунитетом и лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями привело к снижению числа зарегистрированных случаев инфекции, госпитализаций и смертности от COVID-19 [3]. Однако в последнее время появление новых штаммов SARS-CoV-2 вызывает всё большее опасение, так как они представляют собой новую угрозу по причине более высокой трансмиссивности и резистентности к вакцинам [4, 5].
Вместе с тем даже в условиях пандемии COVID-19 ишемическая болезнь сердца (ИБС) является одним из наиболее распространенных заболеваний в мире и по-прежнему занимает первое место в структуре смертности [6, 7]. В настоящее время одним из эффективных и оптимальных методов лечения тяжелых форм ИБС с многососудистым атеросклеротическим поражением коронарного русла является прямая реваскуляризация миокарда — коронарное шунтирование (КШ). КШ — распространенная кардиохирургическая операция, выполняемая во всем мире и позволяющая достичь полной реваскуляризации миокарда у пациентов с тяжелой ИБС. При этом до настоящего времени данная методика являлась относительно безопасной процедурой [8].
С начала пандемии система здравоохранения подверглась реорганизации. Во многих центрах по всему миру наблюдалось значительное сокращение объемов (до 60–80 %) оказания медицинской помощи при многих клинических состояниях, не связанных с COVID-19, особенно в области сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) [9]. Были отменены плановые кардиохирургические операции по причине перераспределения ресурсов для лечения пациентов с COVID-19 и крайне высокого риска инфицирования при плановых госпитализациях [10]. С другой стороны, некоторые исследования показали, что пациенты с ССЗ имеют высокий риск более тяжелого течения и неблагоприятного исхода при инфицировании COVID-19 [9, 11]. По данным исследования, проведенного V. Parcha et al. в 2020 г., количество операций КШ снизилось на 36 % по сравнению с допандемийным уровнем 2019 г. [12]. Это связано с тем, что пациенты кардиохирургического профиля представляют собой группу высокого риска развития неблагоприятных исходов при периоперационном инфицировании COVID-19 [13]. Более того, ряд факторов, связанных с кардиохирургическим вмешательством (иммуносупрессия, дисфункция легких и воспалительная реакция), могут в кратчайшие сроки привести к развитию острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС) с крайне неблагоприятным прогнозом [14]. По данным некоторых исследований, у пациентов с COVID-19 после кардиохирургических вмешательств наблюдается высокая частота летальных исходов (до 20–30 %) и осложнений, особенно со стороны дыхательной системы, в частности развитие ОРДС [15, 16].