Показаны варианты конструкции движителя бесцепных устройств перемещения (БСП) очистного комбайна. Приведены недостатки движителей БСП. Дан анализ характера изменения радиального усилия зубчатого зацепления БСП. Описано новое устройство и общая схема работы адаптивной опорной системы очистного комбайна с исполнительным механизмом в виде гидравлического цилиндра. Разработана математическая модель, описывающая динамические процессы в узловых точках системы, с учетом воздействия внешних возмущений, передающихся на шток гидроцилиндра, управляющих воздействий и демпфирующих свойств гидроаккумулятора. Разработанные устройство и математическая модель функционирования динамической адаптивной опорной системы комбайна позволят выполнить исследования эффективности адаптивного управления процессом зацепления колесно-реечного движителя БСП и выявить новые направления улучшения параметров систем перемещения очистных комбайнов.
В статье проведен анализ системы баз для оценки отклонений от плоскостности номинально плоских поверхностей деталей машин, принятых в действующих стандартах. Показано, что средняя плоскость, определенная методом наименьших квадратов, в качестве базы отсчета дает значительно меньшую по величине оценку отклонений, чем базы, принятые для практических измерений. Приведена статистическая оценка этих расхождений.
В работе рассмотрена схема возникновения погрешности базирования при установке заготовки по цилиндрическому отверстию на конической центровой оправке. В зависимости от параметров базовых поверхностей заготовки и оправки определены величины погрешности: отклонения от соосности осей отверстия заготовки и обрабатываемой наружной поверхности. Построена номограмма для определенных величин погрешности в зависимости от номинального диаметра отверстия заготовки и длины базовой части оправки. Определена область применения оправок для различных габаритных размеров заготовок в соответствии со стандартом.
Интенсивность появления и переноса погрешностей при сверлении отверстий инструментами одностороннего резания зависит от условий входа инструмента в заготовку и далее переноса образовавшихся отклонений с обработанной поверхности на обрабатываемую. А также от условий сверления: схем и режимов резания, физико-механических свойств обрабатываемого материала. В данной статье место входа инструмента в заготовку предложено рассмотреть по М. А. Минкову — как увод оси просверливаемого отверстия, зависящий от начального угла между осью сверла и торцом заготовки в начале сверления. Рассмотрены условия сверления как на универсальном станке, так и на станке с ЧПУ, предложены варианты конструктивных элементов на заготовке для улучшения условий входа инструмента в нее и различных материалов заготовок. В работе даны конструктивно-технологические схемы и рекомендации по обеспечению точности обработки отверстий с учетом условий входа инструмента в заготовку.
Проведен анализ построения траектории движения инструмента при фрезеровании лопаток на примере изготовления ступицы гидронасоса. Дана оценка составляющей погрешности обработки, зависящей от траектории движения фрезы. Рассмотрены варианты изменения траектории движения инструмента при методах линейной и дуговой интерполяции профиля. Выявлена целесообразность использования разных методов интерполяции при обработке одного профиля в зависимости от угловой координаты опорных точек профиля.
В работе рассмотрены различные способы совершенствования динамических характеристик пневматических исполнительных устройств. Показаны пути снижения величин гидродинамических моментов на валу регулирующих дроссельных заслонок в трубопроводах круглого и прямоугольного сечения за счет их профилирования. Рассмотрены способы регулирования движения пневмопривода для обеспечения необходимой скорости посадки клапана на седло. Данные мероприятия существенно снижают требуемую мощность привода пневматических устройств, повышается их долговечность и улучшаются динамические характеристики. Статья полезна для главных механиков и технического персонала промышленных предприятий.
Приведены результаты мониторинга теоретических и численных исследований по усталостной повреждаемости конструкционных сталей. Анализ изложенных результатов теоретических и численных исследований по усталостной повреждаемости конструкционных сталей позволяет сделать следующие выводы: устойчивость характеристик прочности сталей 20Л и 3сп5 по усталости повреждаемости оценивается в 47 и 56 лет соответственно. Выявить диапазон рассеивания полученных данных возможно на базе обоснованно назначенного среднесетевого режима нагруженности металлоконструкции и использования методов статистического моделирования ситуаций. Апробация моделей теории катастроф должна быть направлена на поиск физических характеристик (плотность дислокаций, коэрциативная сила и др.), позволяющих осуществлять экспериментальную проверку деградации характеристик прочности материалов без проведения разрушающих испытаний образцов.
Рассмотрен опыт применения простой экспертной системы в учебном процессе. Программная среда позволяет студентам самим автоматизировать типовые расчетные задачи. Для представления конструкторско-технологических методик используются естественный язык и общепринятые табличные формы нормативно-справочных документов. Приведен пример формализации фрагмента справочника нормирования слесарных работ.