По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.232.72

Моделирование адаптивной опорной системы бесцепных устройств перемещения очистных комбайнов

Горобец И. А. канд. техн. наук, доцент, Донецкий национальный технический университет, Донецк, 2830001, Донецк, ул. Артема, 58, e-mail: igor.gorobets2022@yandex.ru

Показаны варианты конструкции движителя бесцепных устройств перемещения (БСП) очистного комбайна. Приведены недостатки движителей БСП. Дан анализ характера изменения радиального усилия зубчатого зацепления БСП. Описано новое устройство и общая схема работы адаптивной опорной системы очистного комбайна с исполнительным механизмом в виде гидравлического цилиндра. Разработана математическая модель, описывающая динамические процессы в узловых точках системы, с учетом воздействия внешних возмущений, передающихся на шток гидроцилиндра, управляющих воздействий и демпфирующих свойств гидроаккумулятора. Разработанные устройство и математическая модель функционирования динамической адаптивной опорной системы комбайна позволят выполнить исследования эффективности адаптивного управления процессом зацепления колесно-реечного движителя БСП и выявить новые направления улучшения параметров систем перемещения очистных комбайнов.

Литература:

1. Kotwica, K. Impact of Geometry of Toothed Segments of the Innovative KOMTRACK Longwall Shearer Haulage System on Load and Slip during the Travel of a Track Wheel/Kotwica K., Stopka G., Kalita M., Bałaga D., Siegmund M. // Open journal MDPI Energies — 2021, 14, 2720. https:// doi.org/10.3390/en14092720

2. Горобец, И. А. Результаты исследования параметров движителей БСП очистных комбайнов // Разработка месторождений полезных ископаемых: респ. межвед. научно-техн. сб. — Донецк: ДПИ, 1991. — Вып. 88. — С. 31–36.

3. Горобец, И. А. Повышение производительности очистного комбайна // Журнал «Главный механик». — М.: Издательский Дом «Панорама», 2021. — №9 (217). — С. 10–17.

4. Лукиенко, Л. В. Расширение области применения электровозной откатки для горно-транспортных машин за счет использования зубчато-реечных передач / Л. В. Лукиенко, К. В. Гальченко, И. В. Литвинов, В. В. Исаев // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — М.: Изд-во «Горная книга», 2017. — №9. — С. 52–59.

5. Kotwica, K. Simulation tests of new solution of the longwall shearer haulage system/Kotwica K., Stopka G., Gospodarczyk P. // Materials Science and Engineering Innovative mining technologies (IMTech Scientific and Technical Conference) 14–16 October 2019 — Szczyrk: Poland, 2019 — Volume 679, part 2. — Р. 1–8.

6. Горобец, И. А. Исследования формы зубьев рейки движителя механизма перемещения // Журнал «Главный механик». — М.: Издательский Дом «Панорама», 2023. — №3. — С. 41–48.

7. Горелик, В. С. Моделирование устройства уравновешивания валков толстолистового стана 3000 / В. С. Горелик, А. В. Деркач, А. В. Хорхордин, А. В. Горковенко, В. Б. Недосекин // Защита металлургических машин от поломок. — Мариуполь, 1999. — Вып. 4. — С. 12–17.

8. Гладчук, Е. А. Параметрическое моделирование технической системы нестабильной структуры // Прогрессивные технологии и системы машиностроения: международный сборник научных трудов. — Донецк: ДонНТУ, 2016. — Вып. №3 (54) — С. 25–29.

Большинство объектов транспортного, горного, аэрокосмического и других видов машиностроения для преобразования вращательного в поступательное движение комплектуются колесно-реечными передачами (рис. 1). Как правило, такие колесно-реечные движители являются высоконагруженными узлами, которые подвергаются знакопеременным динамическим нагрузкам из-за специфического характера внешних воздействий на объект перемещения, конструктивных особенностей профиля зубьев зацепления и наличия трения скольжения в зубчатой передаче, условий зацепления зубьев передачи и эксплуатационных погрешностей взаимного расположения элементов движителя. Таким сложным условиям воздействия подвержены и системы перемещения очистных комбайнов для выемки полезных ископаемых (рис. 2, 3) — бесцепные системы подачи (БСП) на основе колесно-реечных движителей [1, 2].

Тем не менее, несмотря на разновидности конструкций реек движителя БСП, все передачи характеризуются наличием знакопеременных радиальных усилий (рис. 4, 5), которые не только приводят к снижению КПД движителя, но и способствуют снижению долговечности передачи, вплоть до прекращения ее функционирования [1, 2, 5]. Негативная ситуация усугубляется наличием обязательного технологического зазора в опорной системе комбайнов, который необходим для реализации перемещения комбайна в условиях неровностей горной поверхности почвы. Такой технологический зазор в опорах очистного комбайна составляет от 10 до 25мм и является источником возможного изменения межцентрового расстояния между приводным колесом и зубчатой рейкой очистного комбайна, приводящего к резким колебаниям величины радиального усилия зацепления колесно-реечного движителя БСП (рис. 4) [1].

Смещение участков зубчатых реек в месте их соединения друг с другом в пространстве, приводящее к изменению шага зубьев сочлененных реек, — также приносит негативные изменения в зацеплении, в результате чего дополнительно увеличивается значение радиального усилия и, как следствие, снижается КПД движителя.

Для Цитирования:
Горобец И. А., Моделирование адаптивной опорной системы бесцепных устройств перемещения очистных комбайнов. Главный механик. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: