По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 002.531.5.681.3 (075.8)

Практика формализации нормативно-справочной информации в процессе обучения

Лукьянец О. Ф. канд. техн. наук, доцент, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, e-mail: oleg.fedorovich@mail.ru
Каминский С. Е. инженер, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Зайцев А. В. канд. техн. наук, доцент, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5

Рассмотрен опыт применения простой экспертной системы в учебном процессе. Программная среда позволяет студентам самим автоматизировать типовые расчетные задачи. Для представления конструкторско-технологических методик используются естественный язык и общепринятые табличные формы нормативно-справочных документов. Приведен пример формализации фрагмента справочника нормирования слесарных работ.

Литература:

1. Общемашиностроительные нормативы времени на слесарные работы по ремонту оборудования. — М.: Экономика, 1989. — 235 с.

2. Лукьянец, О. Ф., Каминский, С. Е., Деев, О. М. Формализация технологических знаний при разработке автоматизированных систем: учеб. пособие. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. — 136 с.

3. Решатель инженерных задач. Эл. ресурс. URL: http://trtl-ln.ru (дата обращения:20.12.2023).

Эффективность труда инженерно-технического персонала может быть значительно повышена за счет использования средств автоматизации. В частности, целесообразна автоматизация рутинных операций работы с нормативно-справочной информацией, заключающейся в поиске подходящих нормативных материалов и выполнении необходимых расчетов. Значительного сокращения трудоемкости создания прикладных автоматизированных систем для таких расчетов можно добиться, если их смогут разрабатывать, изменять и дополнять сами пользователи.

Для приобретения навыков переработки исходных материалов справочников и их подготовки к использованию в автоматизированной системе студенты должны формализовать фрагмент справочника и указать для него условия его применимости. Правильно составленные условия применимости обеспечат автоматический поиск решений на множестве формализованных фрагментов. Для этого на теоретических и практических занятиях излагается методика преобразования исходной информации с примерами ее формального представления для автоматизированной обработки, а при выполнении домашних заданий самостоятельно решается индивидуальная задача. Большой объем накопленной нормативносправочной информации технологического назначения предполагает значительное разнообразие задач, которые могут быть предложены для автоматизированного решения. Важным является и то, что информационное наполнение для решения больших по объему задач может последовательно дорабатываться и дополняться для получения в результате законченного программного продукта.

По этой методике в МГТУ им. Баумана на кафедре «Технологии машиностроения» в течение ряда лет в качестве домашних работ предлагаются для формализации нормативно-справочные материалы [3]. В настоящее время практически весь справочник формализован и введен в базу знаний. Как результат — создан программный продукт, позволяющий нормировать отдельные операции ремонта оборудования.

Отличительной особенностью автоматизированного справочника является его открытость: информационное наполнение при необходимости может быть легко скорректировано. Информация представлена на естественном языке и в привычных для технолога формах таблиц и формул. Автоматизированная обработка осуществляется по простым, естественным и легко контролируемым правилам, что гарантирует доверие к получаемым решениям.

Для Цитирования:
Лукьянец О. Ф., Каминский С. Е., Зайцев А. В., Практика формализации нормативно-справочной информации в процессе обучения. Главный механик. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: