История инженерной профессии включает множество событий и свершений, вызывающих сомнения в их реальности у современного человека. Это пирамиды Мексики и Египта, мегалитические сооружения в Перу, храм Баальбека и др. Акведуки и виадуки, шоссированные дороги и мосты, крепостные сооружения и корабли, греческий огонь и храм Святой Софии в Константинополе — все это дает представление о возможностях и умениях инженеров античности. Вопрос о том, кто и как соорудил эти объекты, почему современные технологии не могут это повторить, всегда будет волновать пытливый ум исследователя. Восхищение многими архитектурными сооружениями XVIII–XIX вв. вызывает вопрос, а как это можно было сделать в то время, при отсутствии знаний о силе пара и электричестве. Построенное после середины XIX в. таких вопросов не вызывает — уже существовали многие грузоподъемные механизмы, фотография документировала процесс строительства, а прорытый Суэцкий канал свидетельствовал о возросших возможностях человечества и окрепшего инженерного мастерства. Никто не сомневается, что башня Эйфеля построена без применения вертолетов и достижений допотопной цивилизации. Но по отношению к уникальному творению Монферрана О. — Александровской колонне в Санкт-Петербурге — существует явное недоверие в реальности достигнутого результата: колонна высотой более 27 м, диаметром более 3 м и массой свыше 600 т стоит вертикально на торцевой поверхности без дополнительных поддерживающих конструкций. Попытке математически обосновать возможность достигнутого при уровне знаний, навыков, механизмов и технологий начала XIX в. посвящена данная статья, представленная в трех сообщениях. Сообщение первое посвящено формулировке исходных данных для каждого этапа изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны с позиций возможности выполнения такелажных работ. Основой для ответов принят альбом иллюстраций подъема Александровской колонны, выполненный великим архитектором Монферраном О., также подвергающимся упрекам в отсутствии инженерной подготовки.