Развитие технологий в середине XX в. привело к увеличению машинного парка промышленных предприятий. В 1970‑х гг. численность ремонтной службы на металлургических заводах начала увеличиваться и стала соизмеримой с численностью технологического персонала. Возникла проблема обеспечения надежности металлургических машин, которая решалась путем применения более совершенных методов и приемов ремонтов, использования данных о фактическом состоянии в рамках теротехнологии, анализа отказов, теории надежности оборудования и др. [1, 2, 3]. Появился термин «физическое старение» — ухудшение свойств деталей механического оборудования в результате отклонений от идеального решения при конструировании, изготовлении и эксплуатации [4]. Однотипность металлургических машин в СССР позволила использовать статистический подход к решению вопросов надежности [5] с преобладающей планово-предупредительной стратегией проведения ремонтов.
Вынужденные попытки перейти на ремонты по состоянию в 1990‑х гг. привели к увеличению отказов и аварий [6, 7], с одной стороны, и попыткам выполнить обобщение накопленных знаний в ремонтном деле в экспертных системах [8] — с другой. Получили развитие методы технического диагностирования и стратегии технического обслуживания [9, 10]. Концепция устойчивого развития, принятая в противовес современной парадигме западной цивилизации, включает вопрос управления жизненным циклом оборудования [11–14], включая и стадию эксплуатации. Традиционно, в соответствии с постулатами капиталистического производства, стратегия управления жизненным циклом рассматривается только с точки зрения минимизации затрат. Еще в 1980‑х гг. было показано, что эффективным способом решения задач управления инженерными системами является подход полного жизненного цикла, который используют в качестве основы инженерной и управленческой деятельности [15, 16].
«Производственные мощности должны быть надежными, чтобы компания могла производить продукт и оставаться в бизнесе. Плохое техническое обслуживание равно плохим потокам доходов. Техническое обслуживание обеспечивает конкурентное преимущество…» [17]. Все глобальные проблемы понимаются лучше на конкретных примерах и способах решения существующих противоречий в рамках существующей системы отношений. Поэтому в представленной статье на конкретных примерах рассмотрен в общем аспекте вопрос целесообразности проведения ремонта и возникающих при этом экономических противоречий.