По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.338 DOI:10.33920/pro-2-2104-07

Математическая реконструкция подъема Александровской колонны

Дятлов А. Ю. магистрант, Донецкий национальный технический университет, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артёма, 58, e-mail: oefima@gmail.com
Ошовская Е. В. канд. техн. наук, доцент, Донецкий национальный технический университет, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артёма, 58, e-mail: evo2008@bk.ru
Сидоров В. А. д-р техн. наук, профессор, Донецкий национальный технический университет, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артёма, 58, e-mail: sidorov_va58@mail.ru

История инженерной профессии включает множество событий и свершений, вызывающих сомнения в их реальности у современного человека. Это пирамиды Мексики и Египта, мегалитические сооружения в Перу, храм Баальбека и др. Акведуки и виадуки, шоссированные дороги и мосты, крепостные сооружения и корабли, греческий огонь и храм Святой Софии в Константинополе — все это дает представление о возможностях и умениях инженеров античности. Вопрос о том, кто и как соорудил эти объекты, почему современные технологии не могут это повторить, всегда будет волновать пытливый ум исследователя. Восхищение многими архитектурными сооружениями XVIII–XIX вв. вызывает вопрос, а как это можно было сделать в то время, при отсутствии знаний о силе пара и электричестве. Построенное после середины XIX в. таких вопросов не вызывает — уже существовали многие грузоподъемные механизмы, фотография документировала процесс строительства, а прорытый Суэцкий канал свидетельствовал о возросших возможностях человечества и окрепшего инженерного мастерства. Никто не сомневается, что башня Эйфеля построена без применения вертолетов и достижений допотопной цивилизации. Но по отношению к уникальному творению Монферрана О. — Александровской колонне в Санкт-Петербурге — существует явное недоверие в реальности достигнутого результата: колонна высотой более 27 м, диаметром более 3 м и массой свыше 600 т стоит вертикально на торцевой поверхности без дополнительных поддерживающих конструкций. Попытке математически обосновать возможность достигнутого при уровне знаний, навыков, механизмов и технологий начала XIX в. посвящена данная статья, представленная в трех сообщениях. Сообщение первое посвящено формулировке исходных данных для каждого этапа изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны с позиций возможности выполнения такелажных работ. Основой для ответов принят альбом иллюстраций подъема Александровской колонны, выполненный великим архитектором Монферраном О., также подвергающимся упрекам в отсутствии инженерной подготовки.

Литература:

1. Боголюбов, А.Н. Механика в истории человечества. — Москва: Наука, 1978. — 151 с.

2. Горохов, В.Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. — Москва: Знание, 1987. — 176 с.

3. Александровская колонна в Санкт-Петербурге: памятник Александру 1 / https://rogaine-spb.ru/drugoe/aleksandrovskaya-kolonna-v-sankt-peterburge-pamyatnik-aleksandru-1.html

4. Противоречия и абсурд официальной версии строительства Петербурга / https://dymovskiy.name/content/557 // https://levhudoi.blogspot.com/ 2013/06/blog-post.html

5. Подъем Александровской колонны: как это было? https:// zen.yandex.ru/media/arhi1/podem-aleksandrovskoi-kolonny-kak- eto-bylo8ed600acf9-5d2d850e99c350

6. Plans et description de la Colonne Alexandrine à Saint-Petersbourg: [dessin, texte manuscrit] / Auguste Ricard de Montferrand Ricard dit de Montferrand, Auguste (1786-1858). Dessinateur. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b7200387b/f39. item

7. Веселовский, И.Н. Архимед / И.Н. Веселовский. — Москва: Учпедгиз, 1957. — 112 с.

8. Житомирский, С.В. Архимед: пособие для учащихся / С.В. Житомирский. — Москва: Просвещение, 1981. — 110 с.

9. Иванов, А.С. Конструируем машины. Шаг за шагом. В 2 ч. Ч. 1. Шаги 1…9 / А.С. Иванов. — Москва: Изд-во МГУ им. Баумана, 2000. — 328 с.

10. Марк, Витрувий Поллион. Об архитектуре / Пер.Ф. А. Петровского (Серия «Из истории архитектурной мысли»). — Москва: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.

11. Шашмурин, Г.А. Инженерный расчет установки Александрийской колонны https://zen.yandex.ru/media/bylina/injenernyi-raschet-ustanovki-aleksandriiskoi-kolonny-5dfb22229ca51200afa8

12. Перельман, Я.И. Занимательная физика. — Москва: Наука, 1986.

13. Иванов, А.С. Конструируем машины. Шаг за шагом. В 2 ч. Ч. 2. Шаги 10…17. / А.С. Иванов. — Москва: Издво МГУ им. Баумана, 2003. — 392 с.

14. Тимингс, Р.Л. Справочник инженера-механика. Пер. с англ. И.Ю. Шкадиной / Р.Л. Тимингс. — Москва: Техносфера, 2008. — 632 с.

15. Планы и детали памятника, посвященного императору Александру I https://and110.ucoz.ru/gub/piter/03/asd.html#20

16. ГОСТ 483–75 Канаты пеньковые. Технические условия (с Изменениями N 1–3).

1. Bogoljubov, A.N. Mehanika v istorii chelovechestva. — M.: Nauka, 1978. — 151 s.

2. Gorohov, V.G. Znat', chtoby delat': Istorija inzhenernoj professii i ee rol v sovremennoj kulture. — M.: Znanie, 1987. — 176 s.

3. Aleksandrovskaja kolonna v Sankt-Peterburge: pamjatnik Aleksandru 1: sajt. — URL: https://rogaine-spb.ru/drugoe/aleksandrovskaya-kolonna-v-sankt-peterburge-pamyatnik-aleksandru-1.html (data obrashhenija: 02.04.2021). — Tekst: jelektronnyj.

4. Protivorechija i absurd oficialnoj versii stroitelstva Peterburga: sajt. — https:// levhudoi.blogspot.com/2013/06/blog-post.html (data obrashhenija: 02.04.2021). — Tekst: jelektronnyj.

5. Podjom Aleksandrovskoj kolonny: kak jeto bylo?: sajt. — URL: https:// zen.yandex.ru/media/arhi1/podem-aleksandrovskoi-kolonny-kak-eto-bylo8ed600acf9-5d2d850e99c350 (data obrashhenija: 02.04.2021). — Tekst: jelektronnyj.

6. Plans et description de la Colonne Alexandrine à Saint-Petersbourg: [dessin, texte manuscrit] / Auguste Ricard de Montferrand Ricard dit de Montferrand, Auguste (1786-1858). Dessinateur: sajt. — URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b7200387b/ f39. item (data obrashhenija: 02.04.2021). — Tekst: jelektronnyj.

7. Veselovskij, I.N. Arhimed / I.N. Veselovskij. — M.: Uchpedgiz, 1957. — 112 s.

8. Zhitomirskij, S.V. Arhimed: posobie dlja uchashhihsja / S.V. Zhitomirskij. M.: Prosveshhenie, 1981. — 110 s.

9. Ivanov, A.S. Konstruiruem mashiny. Shag za shagom. V 2‑h chastjah. — Ch. 1; Shagi 1…9. / A.S. Ivanov. — M.: Izd-vo MGU im. Baumana, 2000. — 328 s.

10. Mark, Vitruvij Pollion. «Ob arhitekture». / Per.F. A. Petrovskogo. (Serija «Iz istorii arhitekturnoj mysli»). — M.: Editorial URSS, 2003. — 320 s.

11. Shashmurin, G.A. Inzhenernyj raschjot ustanovki Aleksandrijskoj kolonny: sajt. — URL: https://zen.yandex.ru/media/bylina/injenernyi-raschet-ustanovki-aleksandriiskoi-kolonny-5dfb22229ca51200afa8 (data obrashhenija: 02.04.2021). — Tekst: jelektronnyj.

12. Perelman, Ja.I. Zanimatelnaja fizika. — M.: Nauka, 1986.

13. Ivanov, A.S. Konstruiruem mashiny. Shag za shagom. V 2‑h chastjah. — Ch. 2; Shagi 10…17. / A.S. Ivanov. — M.: Izd-vo MGU im. Baumana, 2003. — 392 s.

14. Timings, R.L. Spravochnik inzhenera-mehanika. Perevod s angl. I.Ju. Shkadinoj / R.L. Timings. — M.: Tehnosfera, 2008. — 632 s.

15. Plany i detali pamjatnika posvjashhjonnogo pamjatnika imperatory Aleksandru I: sait. — URL: https://and110.ucoz.ru/gub/piter/03/asd.html#20 data obrashhenija: 02.04.2021). — Tekst: jelektronnyj.

16. GOST 483 –75. Kanat y pen'kovye. Tehnicheskie uslovija (s Izmenenijami № 1–3). — M.: Izdatel'stvo standartov, 1986. — 16 s.

История инженерной профессии включает множество событий и свершений, вызывающих сомнения в их реальности у современного человека. Это пирамиды Мексики и Египта, мегалитические сооружения в Перу, храм Баальбека и др. Акведуки и виадуки, шоссированные дороги и мосты, крепостные сооружения и корабли, греческий огонь и храм Святой Софии в Константинополе — все это дает представление о возможностях и умениях инженеров античности [1, 2]. Вопрос о том, кто и как соорудил эти объекты, почему современные технологии не могут это повторить, всегда будет волновать пытливый ум исследователя (рис. 1).

Не возникает вопросов относительно сооружения Хрустального дворца архитектора Джозефа Пакстона (1851 г.), ажурной башни французского инженера Александра Гюстава Эйфеля (1889 г.) благодаря многочисленным свидетельствам очевидцев, рисункам и фотографиям. Но реализация уникального инженерного проекта, предложенного Огюстом Монферраном в 1829 г. и законченного в 1834 г. (рис. 2), — Александровская колонна вызывает жаркие споры [3–5]. Руководил работами Огюст Монферран, техническое воплощение и руководство осуществляли: по добыче гранита — Яковлев В.А.; по обработке и установке колонны — Суханов С.К.

Александровская колонна самая большая колонна в мире, сделанная из одного куска гранита, расположена в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Имеет форму усеченного конуса, с изогнутой боковой линией. Самую ответственную задачу, утонение стержня колонны, Монферран решил по‑своему. В отличие от более ранних решений утонение начинается не с одной трети высоты, а с самого основания. Диаметр основания составляет 12 футов (3,66 м), высота 84 фута (25,58 м), диаметр верхнего основания 10 футов 6 дюймов (3,19 м). Диаметр колонны укладывался в высоте 7 раз. Отношение верхнего диаметра к нижнему 3,19:3,66 равно отношению 8:9.

Плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси (энтазис), от максимального в пределах нижней части до минимального в завершении, выполнено для устранения иллюзии вогнутости. С любой точки площади колонна выглядит идеально равной — отполирована до блеска.

Для Цитирования:
Дятлов А. Ю., Ошовская Е. В., Сидоров В. А., Математическая реконструкция подъема Александровской колонны. Главный механик. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: