История инженерной профессии включает множество событий и свершений, вызывающих сомнения в их реальности у современного человека. Это пирамиды Мексики и Египта, мегалитические сооружения в Перу, храм Баальбека и др. Акведуки и виадуки, шоссированные дороги и мосты, крепостные сооружения и корабли, греческий огонь и храм Святой Софии в Константинополе — все это дает представление о возможностях и умениях инженеров античности [1, 2]. Вопрос о том, кто и как соорудил эти объекты, почему современные технологии не могут это повторить, всегда будет волновать пытливый ум исследователя (рис. 1).
Не возникает вопросов относительно сооружения Хрустального дворца архитектора Джозефа Пакстона (1851 г.), ажурной башни французского инженера Александра Гюстава Эйфеля (1889 г.) благодаря многочисленным свидетельствам очевидцев, рисункам и фотографиям. Но реализация уникального инженерного проекта, предложенного Огюстом Монферраном в 1829 г. и законченного в 1834 г. (рис. 2), — Александровская колонна вызывает жаркие споры [3–5]. Руководил работами Огюст Монферран, техническое воплощение и руководство осуществляли: по добыче гранита — Яковлев В.А.; по обработке и установке колонны — Суханов С.К.
Александровская колонна самая большая колонна в мире, сделанная из одного куска гранита, расположена в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Имеет форму усеченного конуса, с изогнутой боковой линией. Самую ответственную задачу, утонение стержня колонны, Монферран решил по‑своему. В отличие от более ранних решений утонение начинается не с одной трети высоты, а с самого основания. Диаметр основания составляет 12 футов (3,66 м), высота 84 фута (25,58 м), диаметр верхнего основания 10 футов 6 дюймов (3,19 м). Диаметр колонны укладывался в высоте 7 раз. Отношение верхнего диаметра к нижнему 3,19:3,66 равно отношению 8:9.
Плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси (энтазис), от максимального в пределах нижней части до минимального в завершении, выполнено для устранения иллюзии вогнутости. С любой точки площади колонна выглядит идеально равной — отполирована до блеска.