По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.83.01 DOI:10.33920/pro-2-2104-04

Влияние погрешностей позиционирования шарико-винтовой передачи на точность изготовления детали

Ибаева Л. В. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1, e-mail: ibaeva2007@gmail.com
Орлов Ю. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1, e-mail: orlovyum@student.bmstu.ru

В статье рассмотрены составляющие суммарной погрешности механической обработки, возникающие при позиционировании рабочих узлов станка: элементов шарико-винтовой передачи. Описаны причины потери точности позиционирования приводов станка. Проведен анализ точности позиционирования шпинделя станка при определении осей обрабатываемых отверстий. Проведена численная оценка величин погрешностей температурных деформаций ходового винта на примере сверления отверстий в заготовке. Выявлены причины нагрева шарико-винтовой пары передачи станка. Описана зависимость нагрева узла от скорости перемещения рабочих органов станка. Представлена оптимальная траектория перемещения инструмента при обработке отверстий в заготовке. Описан критерий оптимальности данной траектории. Получены значения отклонений каждого отверстия в заготовке от заданной точности их расположения. Представлена схема накопления погрешностей линейных перемещений, возникающих вследствие температурной деформации ходового винта привода станка с ЧПУ. Получено значение накопленной суммарной погрешности температурных деформаций шарико-винтовой пары. Рассмотрена погрешность, связанная с перемещением каретки привода станка. Приведены геометрические характеристики ориентации каретки. Представлены схемы возникновения погрешности, вызванной изменением угла крена и угла наклона каретки. Рассчитана предельная осевая нагрузка ходового винта при поступательном ускорении. Представлена схема возможного отклонения каретки под действием максимальной поступательной силы шарико-винтовой пары. Проведена численная оценка максимально возможного угла крена каретки, а также максимальное отклонение от заданной точности каретки, при максимальной нагрузке на ходовой винт. В результате сделан вывод о том, что суммарная погрешность позиционирования приводов станка способна выходить за пределы допусков линейных размеров обрабатываемых отверстий, что значительно влияет на точность изготовления детали.

Литература:

1. Орлов, Ю.М. Влияние погрешности позиционирования рабочих органов станка, вызванной люфтом шарико-винтовой передачи, на точность изготовления детали // Молодежный политехнический институт им. Н.Э. Баумана — #11 (52)/2020.

2. Савельева, Л. В., Марецкая, В.В. Моделирование технологического процесса изготовления деталей // Главный механик. — 2015. — №3. — С. 44–49.

3. Савельева, Л. В., Вендин, И.О. Влияние режимов резания на величину износа передней поверхности инструмента при механической обработке заготовок // Вестник Московского авиационного института. — 2019. — Т. 26, №4. — С. 209–215.

4. Савельева Л.В., Соловьёв, А. И., Джафарова, Ш. И., Гордеев, В.С. Особенности определения погрешности базирования при установке заготовок в призмы // Главный механик. — 2019. — № 12. — С. 47–51.

5. Савельева Л.В., Соловьёв, А. И., Джафарова, Ш.И. Отделочно-зачистная обработка в условиях автоматизированного производства // Технология машиностроения. — 2019. — №8. — С. 13–18.

6. Кочергин, А. И., Василенко, Т.В. Проектирование привода подачи станка с ЧПУ: учебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов. — БНТУ, 2014. — 73 с., ил. ISBN 978‑985‑550‑200‑6. — Текст: непосредственный.

7. Ковалев, А. А., Коновалов, Д.П. Моделирование тепловых деформаций заготовки, возникающих в процессе сверления в ней отверстий // Вестник Московского авиационного института. — 2019. — Т. 26, №1. — С. 201–211.

8. Албагачиев, А. Ю., Краско, А. С., Ильинский, М. Д., Леонтьева, А.С. Современные методы диагностики и компенсации погрешностей станков с ЧПУ // Естественные и технические науки. — 2018. — №1 (115). — С. 113–115.

9. Беляковский, В. П., Кипчарский, С.В. Анализ причин, определяющих погрешности позиционирования рабочих органов станков с ЧПУ. — Москва: Машиностроение, 2015. — 209 с., ил. ISBN 7‑563‑0105. — Текст: непосредственный.

10. Проектирование автоматизированных станков и комплексов: учебник: в 2 т. / Под ред. П.М. Чернянского. — Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. — Т. 2.

11. Справочник технолога-машиностроителя. В 2 т. Т. 1 / Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. — 4‑е изд., перераб. и доп. — Москва: Машиностроение, 1986. — 656 с.

12. Справочник технолога-машиностроителя. В 2 т. Т. 2 / Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. — 4‑е изд., перераб. и доп. — Москва: Машиностроение, 1986. — 496 с.

13. Проектирование автоматизированных станков и комплексов: учебник: в 2 т. / Под ред. П.М. Чернянского. — Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. — Т. 1.

14. Проектирование автоматизированных станков и комплексов: учебник: в 2 т. / Под ред. П.М. Чернянского. — Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. — Т. 2.

15. Материаловедение: учебник для высших технических учебных заведений. Б.Н. Арзамасов, И.И. Сидорин, Г.Ф. Косолапов и др. / Под общ. ред. Б.Н. Арзамасова. — 2‑е изд., испр. и доп. — Москва: Машиностроение, 1986.

16. Дунаев, П. Ф., Леликов, О.П. Конструирование узлов и деталей машин. Изд-во Высшая школа, 5‑е издание. — 1998.

1 Orlov, Y.M. Influence of the positioning error of the machine tool working bodies on the accuracy of manufacturing parts caused by the backlash of the ballscrew transmission / / Youth Polytechnic Institute named after N.E. Bauman — #11 (52) / 2020..

2. Savel'eva, L. V., Maretskaya, V.V. Modeling of the technological process of manufacturing parts // Chief mechanic — 2015. — No. 3. — P. 44–49.

3. Savel'eva, L. V., Venden, I. O. the Effect of cutting parameters on the amount of wear of the front surface of the tool during machining of workpieces // Bulletin of the Moscow aviation Institute. — 2019. Vol. 26. — No. 4. — p. 209–215.

4. Savel'eva, L. V., Solov'ev, A. I., Jafarova, Sh. I., Gordeev, V.S. Features of determining the error of basing when installing blanks in prisms / / Chief Mechanic-2019. — № 12. — Pp. 47–51.

5. Savel'eva, L. V., Solov'ev, A. I., Jafarova, Sh.I. Finishing and stripping processing in the conditions of automated production // Technology of mechanical engineering — 2019. — No. 8. — p. 13–18.

6. Kochergin, A. I., Vasilenko, T.V. Design of the feed drive of the CNC machine: an educational and methodological manual on course design for students. BNTU, 2014. — 73 p., ill. ISBN 978‑985‑550‑200‑6. — Text: direct.

7. Kovalev, A. A., Konovalov, D.P. Modelirovanie teplovykh deformatsii billets, emerging in the process of drilling holes in it / / Vestnik Moskovskogo aviatsionnogo instituta. 2019. Vol. 26. no. 1. p. 201–211.

8. Albagachiev, A. Yu., Krasko, A. S., Ilinsky, M. D., Leontieva, A.S. Modern methods of diagnostics and compensation of errors of CNC machines // Natural and Technical Sciences— 2018. — №1 (115). — Pp. 113–115.

9. Belyakovsky, V. P., Kipcharsky, S.V. Analysis of the reasons that determine the positioning errors of the working bodies of CNC machines. Moscow: Mashinostroenie, 2015. — 209 p., ill. ISBN 7‑563‑0105. — Text: direct.

10. Design of automated machines and complexes: textbook: in 2 t. / ed. P.M. Chernyansky. — M: Publishing House of the Bauman Moscow State Technical University, 2012. Volume 2

11. Handbook of the technologist-mechanical engineer. In 2 t. t. 1 / Ed. by A.G. Kosilova and R.K. Meshcheryakov — - 4th ed., reprint. and dop. — M.: Mashinostroenie, 1986, 656 p.

12. Reference book of the technologist-mechanical engineer. In 2 t. T. 2 / Ed. by A.G. Kosilova and R.K. Meshcheryakov — - 4th ed., reprint. and dop. — M.: Mashinostroenie, 1986, 496 p.

13. Design of automated machines and complexes: textbook: in 2 t. / ed. P.M. Chernyansky. — M: Publishing House of the Bauman Moscow State Technical University, 2012. Volume 1

14. Design of automated machines and complexes: textbook: in 2 t. / ed. P.M. Chernyansky. — M: Publishing House of the Bauman Moscow State Technical University, 2012. Volume 2

15. Materials: Textbook for universities. B.N. Arzamasov, I. Sidorin, G.F. Kosolapov, etc. /Under total Ed.B. N. Arzamasova. — 2‑e Izd., Rev. and extra — M.: Mashinostroenie, 1986

16. Dunaev, P. F., Lelikov, O.P. Design of components and machine parts. Higher School Publishing House, 5th edition, 1998

Точность позиционирования узлов станков с ЧПУ является одной из составляющих суммарной погрешности механической обработки.

Причин потери точности при позиционировании несколько. Причем это связано не только с точностью изготовления составляющих деталей узлов станка, но и с тепловыми деформациями технологической системы.

Практический интерес при оценках погрешностей составляют численные оценки таких погрешностей, которые могут быть использованы, например, при расчетах точности станочных приспособлений.

Численная оценка влияния люфтов в шарико-винтовой передаче на погрешность механической обработки была рассмотрена в работе [1].

В настоящей работе рассмотрим влияние погрешностей температурных деформаций, связанных с точностью положения каретки, и влияние погрешностей линейных перемещений на точность позиционирования рабочих органов при определении осей обрабатываемых отверстий.

В процессе работы станка узлы и детали нагреваются, что вызывает линейное и объемное тепловое расширение металла.

Увеличение длины ходового винта можно рассчитать по формуле [2]:

где: α — коэффициент теплового расширения материала винта для стали (С = 11,7 · 10–6 K–1); ∆t — изменение температуры ходового винта; 1 — рабочая длина резьбы (длина возможного перекрытия винта и гайки).

При увеличении температуры ходового винта привода станка на 1 °C его длина увеличится на 11,7 мкм на каждый метр его длины. Соответственно, чем больше скорость перемещения шарико-винтовой передачи, тем больше выделяется тепла вследствие увеличения трения между винтом и гайкой привода. Исходя из этого, по мере роста температуры падает точность позиционирования рабочих органов станка. Следовательно, если требуется повышенная точность, необходимо предусмотреть меры по предотвращению нагрева узла.

Предположим, нагрев температуры во время работы станка составляет 5 °C. Тогда погрешность положения инструмента вдоль оси ходового винта:

Для Цитирования:
Ибаева Л. В., Орлов Ю. М., Влияние погрешностей позиционирования шарико-винтовой передачи на точность изготовления детали. Главный механик. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: