На основе анализа истории протестов в Гонконге автор исследует комплекс причин как внутреннего, так и внешнего характера, способствующих нарастающему в последние годы протестному движению в Гонконге. Помимо очевидных истоков такого развития ситуации в этом мегаполисе, включая вмешательство США и Великобритании, в работе формулируется и главная причина, отражающая кризис неолиберальной модели развития общества, которой на протяжении уже нескольких десятилетий следует этот мегаполис как флагман свободного рынка.
Научная статья посвящена актуальному вопросу международной безопасности. В работе проводится анализ особенностей реализации американской стратегии сдерживания в области киберпространства на современном этапе. Особое внимание уделяется изучению процесса формирования новой стратегии сдерживания и ее основным характеристикам. Подробно рассматривается роль стратегической культуры противника, ее влияние на принятие решений и степень готовности внесистемного актора пойти на риск. Отдельно исследуются методы использования стратегии сдерживания в киберсфере. В работе на конкретных примерах доказано применение информационных технологий в рамках стратегии сдерживания против России, Ирана и КНДР. Комплексно представлены недостатки американской стратегии сдерживания в области киберпространства и их негативное влияние на международную обстановку в информационной среде.
Автор рассматривает генезис проблемы расширения НАТО, подвергает анализу комплекс решаемых при этом задач: расширение зоны географического охвата как важное условие глобализации альянса и формирования модели глобального доминирования США, усиление военного присутствия, наращивание вооружений, подготовка к конфликтам нового типа. Анализирует состояние отношений России и НАТО в контексте национальных интересов и национальной безопасности России.
Культурно-гуманитарное направление внешней политики оказывается существенной составляющей дипломатии развитых стран, имеющих геополитические интересы и связанные с ними внешнеэкономические связи. С помощью этого инструмента формируется позитивный и привлекательный образ государства во внешней среде, что в долгосрочной перспективе способствует продвижению их интересов в разных областях. Франция — одна из передовых стран в этом отношении, имеющая глубокие исторические корни культурной дипломатии — с 2010 г. проходит этап глубокой реформации этого направления, включающего культурные, научные, студенческие и другие обмены, аудиовизуальную сферу, помощь бизнесу, техническую экспертизу и иные направления. Ее опыт может быть востребован для использования во внешней политике Российской Федерации.
В статье рассматривается историческая практика языковой подготовки специалистов дипломатической службы. Анализируется процесс формирования речевой компетентности данных специалистов на протяжении советского и современного этапов. Раскрываются особенности становления и развития как дипломатической службы России, так и кадров дипломатических сотрудников.
В данной статье рассматриваются некоторые ключевые аспекты существующих научно-обоснованных методологических подходов к анализу и прогнозированию развития международной обстановки. Представлен комплексный интегрированный подход, сочетающий возможности экспертного и информационно-аналитического методов. Предложенный подход использует виртуальные когнитивные центры и методологию, которая не только содержит конкретную последовательность этапов прогнозирования развития международной обстановки, но и дает возможность выбирать методы проведения Форсайта, учитывая имеющиеся временные, кадровые и финансовые ограничения, и возможность их адаптации к прикладным задачам аналитико-прогностической деятельности федеральных органов власти в области внешней политики.
В настоящей статье выделяются основные уровни взаимодействия Италии с другими странами в области культуры: европейский — национальный — региональный. Вычленяются основные направления реализации культурной дипломатии на соответствующих уровнях. Рассматривается взаимодействие Италии и Европейского союза и Совета Европы по вопросам культуры. Упоминаются основные программы, в которых итальянское государство принимает активное участие. Кратко прослеживается трансформация итальянского законодательства в культурной сфере, позволяющего в дальнейшем активизировать наиболее эффективное использование ресурсов и соответствующих механизмов «мягкой силы» Италии.
В статье рассматривается жизненный путь и деятельность А. Ф. Добрынина на ответственном посту руководителя дипломатического представительства СССР в США, его роль в разрешении Карибского кризиса, в разрядке международной напряженности и вклад в укрепление международного авторитета Советского Союза.