По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Практика речевой подготовки дипломатических сотрудников в советский и современный периоды

О. А. Овсянникова исполнительный директор Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, канд. пед. наук, доцент; e-mail: olga.owsyannickowa@yandex.ru

В статье рассматривается историческая практика языковой подготовки специалистов дипломатической службы. Анализируется процесс формирования речевой компетентности данных специалистов на протяжении советского и современного этапов. Раскрываются особенности становления и развития как дипломатической службы России, так и кадров дипломатических сотрудников.

Литература:

1. Бочарников И. В. Мэтр российской дипломатии. Виталий Иванович Чуркин // Дипломатическая служба. — 2017. — № 5. — С. 102.

2. Иванов И. С., Мешков А. Ю. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802–2002. В 3-х тт. Т. 2. 1917–2002. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

3. Грабарь В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России. — М., 2003. — С.105.

4. Колеватова М. И., Дегтева И. В. Речевая культура дипломата как составляющая имиджа // Международный научно-исследовательский журнал. Вып. 5 (47). — Ч. 4. — С. 43–44.

5. Овсянникова О. А. Зарубежный опыт лингвистической подготовки дипломатов на примере США // Дипломатическая служба. — 2018. — № 4. — С. 36–44.

6. Овсянникова О. А. Отечественный опыт лингвистической подготовки дипломатов // Дипломатическая служба. — 2019. — № 3 (84). — С. 56–61.

Дипломатическая служба — сфера деятельности людей незаурядных. Неслучайно в Министерстве иностранных дел и в российских дипломатических представительствах за рубежом служили многие выдающиеся представители русской культуры. Проблема подготовки дипломатических сотрудников нашла освещение в работах многих российских исследователей.

В развитии системы подготовки дипломатических сотрудников в России можно условно выделить три основных этапа:

1. Дореволюционный — с момента формирования централизованного Российского государства до революционных потрясений 1917 г.

2. Советский период (1917– 1991 гг.).

3. Современный (1991 г. — по настоящее время) [6].

Рассмотрим более детально проблему профессиональной подготовки дипломатических сотрудников в советский и современный периоды.

1917 год стал годом рождения советской дипломатической модели. В соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) «Об учреждении Совета народных комиссаров» был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л. Троцким. Одним из первых приказов Л. Д. Троцкого (от 26 декабря 1917 г.) стало увольнение всех чиновников российского МИД, а также дипломатических представителей России за рубежом.

В то же время правительства большинства государств, отказавшись признать советскую власть и надеясь на ее скорое падение, в первые послереволюционные годы продолжали поддерживать официальные отношения с российскими дипломатами. В США, Италии, Японии, Персии, Китае, Франции отношение правительств к российским дипломатическим представителям осталось практически без перемен.

В результате сложилось двойственное положение российской дипломатии: исполняющие функциональные обязанности советские дипломаты не признавались внешнеполитическими ведомствами, дипломаты же дореволюционного российского МИДа не обладали соответствующими полномочиями.

В марте 1918 г. Л. Д. Троцкого на посту главы внешнеполитического ведомства сменил Г. В. Чичерин. Именно он считается тем государственным деятелем, который стоял у истоков советской дипломатии. При его активном участии вырабатывались принципы функционирования и структура Наркоминдела, советская дипломатическая служба, воспитывались кадры профессиональных дипломатов нового поколения.

Для Цитирования:
О. А. Овсянникова, Практика речевой подготовки дипломатических сотрудников в советский и современный периоды. Дипломатическая служба. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: