По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Культурная дипломатия Италии на современном этапе

К. М. Табаринцева-Романова доцент кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений УрФУ, канд. филол. наук, доцент, e-mail: kmromanova@mail.ru

В настоящей статье выделяются основные уровни взаимодействия Италии с другими странами в области культуры: европейский — национальный — региональный. Вычленяются основные направления реализации культурной дипломатии на соответствующих уровнях. Рассматривается взаимодействие Италии и Европейского союза и Совета Европы по вопросам культуры. Упоминаются основные программы, в которых итальянское государство принимает активное участие. Кратко прослеживается трансформация итальянского законодательства в культурной сфере, позволяющего в дальнейшем активизировать наиболее эффективное использование ресурсов и соответствующих механизмов «мягкой силы» Италии.

Литература:

1. Nation-brands // [Offi cial site]. URL: http://nation-brands.gfk.com (accessed: 1.03.2018).

2. Country profi le (Italy), 2016. // Compendium [Offi cial site] URL: http://www.culturalpolicies.net / web / countries-profi les-download.php (accessed: 1.03.2018).

3. European capitals of culture // European Commission. [Offi cial site]. URL: https://ec.europa.eu / programmes / creative-europe / actions / capitals-culture_en (accessed: 26.03.2018).

4. Capitale italiana della cultura // Ministero dei beni e delle attività culturali e del turismo [Offi cial site] URL: http://www.beniculturali.it / mibac / export / MiBAC / sitoMiBAC / Contenuti / visualizza_asset.html_1398816910.html (accessed: 22.03.2018).

5. CultureWatchEurope: Cultural governance observatory // Council of Europe [Offi cial site] URL: http://www.coe.int / en / web / culture-and-heritage / culturewatcheurope (accessed: 18.03.2018).

6. Eurimages [Offi cial site]. URL: http://www.eurimage.net / (accessed: 10.03.2017).

7. HEREIN System. [Offi cial site]. URL: http://www.herein-system.eu / (accessed: 5.03.2018).

8. Firmata la Convenzione di Faro // International Council of museums. [Offi cial site]. http://www.icom-italia.org / index.php?option=com_content&view=article&id = 115: fi rmata-la-convenzione-di-faro&catid=11&Itemid=123 (accessed: 7.03.2018).

9. Country profi le (Italy), 2016 // Compendium [Offi cial site] URL: http://www.culturalpolicies.net / web / countries-profi les-download.php (accessed: 1.03.2018).

10. Eccezione culturale: l’Italia si difende dagli USA // La voce di New York [Offi cial site]. URL: http://www.lavocedinewyork.com / news / economia / 2013 / 06 / 18 / eccezioneculturale-litalia-si-difende-dagli-usa / (accessed: 12.03.2018).

11. The United Nations Organization for Education, Science and Culture (UNESCO) [Offi cial site] URL: http://whc.unesco.org / en / statesparties / it (accessed: 13.01.2018).

12. Country profi le (Italy), 2016 // Compendium [Offi cial site] URL: http://www.culturalpolicies.net / web / countries-profi les-download.php (accessed: 1.03.2018).

13. Falconeria italiana candidate Unesco 2016 // Il portale italiano di falconeria [Offi cial site] URL: https://www.falconeria.org / falconeria-italiana-candidataunesco-2016 / (accessed: 9.032018).

14. Конституция Итальянской Республики // Интернет-библиотека конституций. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru / ?p=148 (дата обращения: 31.03.2018).

15. Decreto Legislativo 20 ottobre 1998, n. 368 Istituzione del Ministero per i beni e le attivita' culturali, a norma dell'articolo 11 della legge 15 marzo 1997, n. 59 // Parlamento italiano [Offi cial site] URL: http://www.parlamento.it / parlam / leggi / deleg he / 98368dl.htm (accessed: 3.03.2018).

На 2017 г. Италия заняла 7-е место в Индексе национальных брендов [1] и 13-е место в рейтинге «мягкой силы» британского агентства Portland. Несмотря на то, что Италия не попала в «пятерку» лидеров, ее «привлекательность» для иностранцев остается незыблемой. Говоря о культуре и культурной дипломатии как одном из критериев эффективности использования «мягкой силы», стоит отметить, что итальянское государство должно балансировать одновременно в трех плоскостях: европейской (культурная политика Италии в рамках культурных программ и проектов ЕС); национальной (собственно национальная культурная внутренняя и внешняя политика); региональной (парадипломатия итальянских регионов: их участие в международных культурных проектах).

Также можно вычленить основные области реализации культурной дипломатии Италии: на уровне ЕС — продвижение культурного разнообразия, развитие межкультурного диалога, охрана и защита культурного наследия; на национальном уровне — продвижение итальянского языка и культуры (деятельность институтов культуры, Общества Данте Алигьери, итальянских школ за рубежом, проведение сертификационных экзаменов на уровень владения итальянским языком, стипендии иностранцам для обучения в итальянских вузах), развитие научного потенциала, двусторонние соглашения и протоколы в области культуры и науки, археологические миссии, участие в программах ЮНЕСКО; на региональном уровне — договоры между МИДом Италии и итальянскими регионами о распространении итальянского языка и культуры на международной арене (Пьемонт, Тоскана, Эмилия-Романья). Как известно, в 70-х гг. прошлого века был принят Декрет 112 / 1971, наделяющий региональные правительства рядом полномочий в культурной сфере, касающихся, однако, только местных музеев, библиотек и архивов. В дальнейшем, несмотря на требования о предоставлении регионам более широких полномочий в данной сфере, парламент согласился передать регионам лишь полномочия по распространению местной культуры (Декрет 616 / 1977). Тем не менее, данная формулировка позволила регионам издавать собственные законы, касающиеся культурного наследия и исполнительного искусства.

Для Цитирования:
К. М. Табаринцева-Романова, Культурная дипломатия Италии на современном этапе. Дипломатическая служба. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: