Наряду с установками Стратегий национальной безопасности и военных доктрин США, комплекс вызовов, рисков, опасностей и угроз (здесь и далее — ВРОУ) безопасности стран-участниц НАТО был и остается одним из ключевых факторов, определяющих развитие Организации Североатлантического договора. При этом эволюция доктринальных взглядов на каждом этапе определялась особенностями обстановки в сфере безопасности, т. е. конкретной комбинацией реальных и надуманных ВРОУ, оказывающих влияние на безопасность альянса и интересы союзников.
В этом контексте в процессе подготовки базовых документов НАТО широко используется анализ действующих или вероятных вызовов и угроз безопасности государств-членов блока. Процесс этот крайне политизирован и имеет главной целью обосновать необходимость сохранения и усиления НАТО под предлогом угрозы, которая якобы исходит от России. Исходя из такого анализа, в стратегических концепциях, решениях Постоянного Совета НАТО, директивах Военного комитета предусматриваются соответствующие меры политического и военного характера, наращивается группировка альянса в Европе, проводятся военные учения по провокационным антироссийским сценариям. В дальнейшем эти указания служат основой для подготовки директив по оперативному планированию, где конкретизируются задачи и обязанности командований ОВС НАТО в операциях по поддержанию мира, урегулированию кризисов и коллективной обороне.
Руководители США и НАТО не упускают возможности порассуждать об угрозах и вызовах современности с целью использовать этот фактор в качестве убедительного тезиса в пользу сохранения и усиления альянса.
В августе 2019 г. лукавая дипломатия НАТО получила еще один импульс во время визитов генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга в Австралию и Новую Зеландию.
В своем выступлении в Новой Зеландии генеральный секретарь НАТО назвал главные вызовы, которые требуют консолидированной реакции стран НАТО и их партнеров. По мнению генсека, это соперничество сверхдержав, терроризм и киберпреступность [5].