В статье рассмотрены некоторые аспекты организации процесса бюджетирования в муниципальных казенных учреждениях. Показано, что бюджетирование является одним из эффективных механизмов управления расходованием средств организации и что оно предоставляет муниципальному казенному учреждению множество преимуществ, позволяет оптимизировать его деятельность, повысить эффективность. Уточнены специфические особенности, связанные с организацией процесса бюджетирования, такие как факторы риска и набор критериев эффективности. На примере муниципального казенного учреждения рассмотрен алгоритм формирования факторов риска, проведены их анализ и ранжировка показателей. Рекомендованы направления совершенствования бюджетирования: организация центров финансовой ответственности и центров финансового учета, применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
В статье рассмотрены основные изменения бухгалтерского учета основных средств, которые связаны с применением федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», с характеристикой основных средств, признанием их в бухгалтерском учете, выбытием, обесценением и т. д. Анализ изменений показал, что бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет много общего с бухгалтерским учетом основных средств в коммерческих организациях ввиду значительной коммерциализации бюджетной сферы, необходимости определения себестоимости продукции (работ, услуг) при формировании цены на них.
В статье рассмотрены регламентации федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», единые требования к признанию и оценке доходов, уточнен терминологический аппарат, приведенный в стандарте, а также понятия обменных и необменных операций. Автором выявлены проблемные вопросы учета доходов указанных организаций и даны рекомендации по их решению. Определено, что правильное применение положений ФСБУ «Доходы» будет способствовать повышению реалистичности учетной и отчетной информации организаций государственного сектора.
В статье рассмотрен один из этапов деятельности органов Федерального казначейства — планирование контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. От качества подготовки и проведения данного этапа во многом зависит эффективность работы контролеров. В работе исследованы теоретические основы применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, проанализирована деятельность и обобщен практический опыт уполномоченных органов по планированию контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере с применением риск-ориентированного подхода, уточнена группа показателей, наиболее полно отражающих степень риска при проведении контрольно-ревизионных мероприятий.
В статье исследуются организационные аспекты функционирования малых инновационных предприятий, создаваемых на базе бюджетных образовательных учреждений. Автором уточнено, что при осуществлении внутреннего финансового контроля необходимо учитывать особенности деятельности малых инновационных предприятий, и определены направления внутреннего финансового контроля их создания и функционирования. Проведение внутреннего финансового контроля создания и функционирования малых инновационных предприятий бюджетного образовательного учреждения по предложенным направлениям позволит повысить качество и эффективность контрольной деятельности вуза.
В статье рассмотрены нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения и документальное оформление результатов инвентаризации активов и обязательств в учреждениях, а также их отражение в учете. Авторами уточнен порядок проведения инвентаризации в государственных (муниципальных) учреждениях, регламентированный Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ, федеральными стандартами бухгалтерского учета, а также Методическими указаниями, утвержденными приказами Минфина России от 30.03.2015 № 52н и от 13.06.1995 № 49. Показана необходимость соблюдения требований федеральных стандартов учета, введенных с 01.01.2018, при проведении годовой инвентаризации и подчеркнуто, что выявление убытка от обесценения и его признание теперь будут одними из итогов инвентаризации наряду с выявлением недостач и неучтенных объектов.
В публикации рассмотрены особенности применения Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Казначейством России 19.12.2017 в редакции от 02.07.2018. Проанализированы отчетные данных об объемах нарушений, выявленных уполномоченными органами в 2017 году, размещенные на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений. Предложено рассмотреть возможность разработки и использования в работе единого классификатора нарушений (рисков), выявляемых в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.
В статье рассмотрены вопросы организации и методики выявления, документирования и доказывания мошеннических действий в системе бухгалтерского учета, определены наиболее распространенные на практике способы «бухгалтерских» мошенничеств, «общепринятые» приемы манипулирования с дебиторской и кредиторской задолженностью экономических субъектов, выявлена основная цель мошенничества с использованием системы бухгалтерского учета, предложено авторское определение «бухгалтерского» мошенничества.