По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Риск-ориентированный подход при планировании контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере

Бергаль Елена Викторовна канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Е-mail: bergall@bk.ru
Никоненко Виктория Александровна студент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Е-mail: nikonenko_v@inbox.ru

В статье рассмотрен один из этапов деятельности органов Федерального казначейства — планирование контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. От качества подготовки и проведения данного этапа во многом зависит эффективность работы контролеров. В работе исследованы теоретические основы применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, проанализирована деятельность и обобщен практический опыт уполномоченных органов по планированию контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере с применением риск-ориентированного подхода, уточнена группа показателей, наиболее полно отражающих степень риска при проведении контрольно-ревизионных мероприятий.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении рискориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819.

2. Приказ Минфина России от 29.09.2014 № 229 «Об утверждении Порядка осуществления интегральной оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства по итогам контрольных и аудиторских мероприятий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420225922.

3. Приказ Минфина России от 30.12.2016 № 532 «Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456038451.

4. Гварлиани Т.Е. Механизмы совершенствования системы внутреннего государственного контроля // Сервис в России и за рубежом. — 2017. — № 8 (78). — С. 2–44.

5. Золотарева А.Б. К вопросу об эффективности государственного контроля в бюджетной сфере // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — Т. 7. — № 1 (22). — С. 355–358.

6. Исаев Э.А. Необходимо совершенствовать методы контроля и внедрять в практику новые действенные инструменты // Финансы. — 2017. — № 11. — С. 17–22.

7. Кувалдина Т.Б. Бюджетный риск: понятие и система управления // Вестник СИБИТа. — 2017. — № 2 (22). — С. 26–33.

8. Чернышова О.Н. Основные направления совершенствования деятельности Федерального казначейства // Социально-экономические явления и процессы. — 2016. — № 7. — С. 63–68.

В современных экономических условиях особую значимость приобретает внутренний государственный контроль в финансово-бюджетной сфере. Данный вид деятельности является непрерывным процессом, направленным на соблюдение процедур составления и исполнения бюджета;

на соблюдение установленных бюджетным законодательством, регулирующим бюджетные правоотношения, процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. Результат контрольного мероприятия напрямую зависит от качества планирования и подготовки.

Уполномоченным органом по проведению внутреннего государственного финансово-бюджетного контроля является Федеральное казначейство Российской Федерации (далее — Росказна). Указанный орган осуществляет деятельность по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий, направленной на повышение качества осуществления процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. Проведение контрольного мероприятия включает этапы: планирования, проведения, реализации результатов контрольной деятельности. Вопросы организации проведения контрольных мероприятий рассматривались в научных трудах И. В. Манаховой, И. Н. Мыслявцевой, Г. Б. Поляка, И. С. Ракитиной, Н. В. Уколовой, О. Н. Чернышовой, В. Г. Панского, Н. Н. Пилипенко, Н. Д. Погосяна, Е. Е. Румянцевой, В. П. Суйца, В. А. Шахового, А. Д. Шеремета, С. О. Шохина и других авторов [4–8].

Несмотря на изученность темы, вопросы применения рискориентированного подхода планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере до конца не изучены. На основании исследования действующих нормативно-правовых актов выявлено, что в настоящее время практически отсутствует единая правовая основа их применения.

Для устранения данного пробела рассмотрим элементы системы внутреннего государственного финансово-бюджетного контроля и аудита, представленные на рис. 1.

Для Цитирования:
Бергаль Елена Викторовна, Никоненко Виктория Александровна, Риск-ориентированный подход при планировании контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: