В современных экономических условиях особую значимость приобретает внутренний государственный контроль в финансово-бюджетной сфере. Данный вид деятельности является непрерывным процессом, направленным на соблюдение процедур составления и исполнения бюджета;
на соблюдение установленных бюджетным законодательством, регулирующим бюджетные правоотношения, процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. Результат контрольного мероприятия напрямую зависит от качества планирования и подготовки.
Уполномоченным органом по проведению внутреннего государственного финансово-бюджетного контроля является Федеральное казначейство Российской Федерации (далее — Росказна). Указанный орган осуществляет деятельность по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий, направленной на повышение качества осуществления процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. Проведение контрольного мероприятия включает этапы: планирования, проведения, реализации результатов контрольной деятельности. Вопросы организации проведения контрольных мероприятий рассматривались в научных трудах И. В. Манаховой, И. Н. Мыслявцевой, Г. Б. Поляка, И. С. Ракитиной, Н. В. Уколовой, О. Н. Чернышовой, В. Г. Панского, Н. Н. Пилипенко, Н. Д. Погосяна, Е. Е. Румянцевой, В. П. Суйца, В. А. Шахового, А. Д. Шеремета, С. О. Шохина и других авторов [4–8].
Несмотря на изученность темы, вопросы применения рискориентированного подхода планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере до конца не изучены. На основании исследования действующих нормативно-правовых актов выявлено, что в настоящее время практически отсутствует единая правовая основа их применения.
Для устранения данного пробела рассмотрим элементы системы внутреннего государственного финансово-бюджетного контроля и аудита, представленные на рис. 1.