По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях

Демина Ирина Дмитриевна д-р экон. наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: demina_id@mail.ru

В статье рассмотрены основные изменения бухгалтерского учета основных средств, которые связаны с применением федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», с характеристикой основных средств, признанием их в бухгалтерском учете, выбытием, обесценением и т. д. Анализ изменений показал, что бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет много общего с бухгалтерским учетом основных средств в коммерческих организациях ввиду значительной коммерциализации бюджетной сферы, необходимости определения себестоимости продукции (работ, услуг) при формировании цены на них.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Основные средства”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/71589050/.

2. Демина И.Д. Амортизация основных средств: от экономической теории к бухгалтерскому учету и показателям статистики // Аудит. — 2018. — № 1. — С. 14–18.

3. Демина И.Д. Профессиональное суждение бухгалтера и его влияние на формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2018. — № 12 (444). — С. 2–9.

4. Демина И.Д. Учет основных средств: проблемы и возможные пути их решения // Все для бухгалтера. — 2017. — № 4 (292). — С. 2–7.

5. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Экономические выгоды от использования основных средств в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2015. — № 1–2. — С. 22–25.

6. Демина И.Д., Кришталева Т.И. Практическое применение профессионального суждения бухгалтера по учету основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях // Аудит. — 2018. — № 5. — С. 5–9.

7. Домбровская Е.Н. Ремонт, реконструкция и реставрация: как учесть расходы // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 12. — С. 29–36.

8. Домбровская Е.Н. Учет оргтехники: приобретение, содержание, ремонт, списание // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 2. — С. 17–23.

9. Касьянова Г.Ю. Основные средства бюджетных и автономных учреждений: новые правила. — М.: АБАК, 2018. — 192 с.

10. Кришталева Т.И., Демина И.Д. Профессиональное суждение бухгалтера в современной практике бухгалтерского учета организаций государственного сектора // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2018. — № 8. — С. 6–13.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС «Основные средства») применяется c начала 2018 года, определяет основные требования к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) учреждений, а также к информации об основных средствах, результатах операций с ними, которая должна быть раскрыта в бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений [1]. Особенности учета движения основных средств, начисления амортизации в бюджетных учреждениях ранее рассмотрены в работах Е. Н. Домбровской, И. Д. Деминой, Т. И. Кришталевой, Г. Ю. Касьяновой и других авторов [2–10] и ввиду изменения правовых норм предполагают дальнейшее исследование.

СГС «Основные средства» должен применяться одновременно с СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Первое применение СГС «Основные средства» при учете основных средств пояснено письмом Минфина России от 30.11.2017 № 02–07–07/79257.

Согласно п. 7 СГС «Основные средства» к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами независимо от их стоимости, со сроком полезного использования больше 12 месяцев (если иное не предусмотрено СГС или иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования объектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектам учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования. При этом к основным средствам не относятся: непроизводственные активы; имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено СГС «Основные средства»; материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, а также материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений; биологические активы.

Для Цитирования:
Демина Ирина Дмитриевна, Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: