По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Особенности внутреннего финансового контроля создания и функционирования малых инновационных предприятий бюджетного образовательного учреждения

Спиридонова Наталья Эдуардовна преподаватель кафедры экономического анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Воронежский государственный университет». E-mail: spiridonova-econ@yandex.ru

В статье исследуются организационные аспекты функционирования малых инновационных предприятий, создаваемых на базе бюджетных образовательных учреждений. Автором уточнено, что при осуществлении внутреннего финансового контроля необходимо учитывать особенности деятельности малых инновационных предприятий, и определены направления внутреннего финансового контроля их создания и функционирования. Проведение внутреннего финансового контроля создания и функционирования малых инновационных предприятий бюджетного образовательного учреждения по предложенным направлениям позволит повысить качество и эффективность контрольной деятельности вуза.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/.

2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12180849/.

3. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12181735/.

4. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70408460/.

5. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/70951956/.

6. Айнуллова Д.Г. Правила заключения договоров аренды с хозяйственными обществами (МИП) // Вестник УлГТУ. — 2013. — № 2. — С. 76–78.

7. Артемова И.В. Учет взаиморасчетов учреждения с МИП // Советник в сфере образования. — 2014. — № 2. — С. 64–70.

8. Бергаль Е.В., Федченко Е.А. Методические подходы организации внутреннего государственного финансового контроля // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2017. — № 3–4. — С. 64–70.

9. Дружиловская Э.С. Оценка финансовых инструментов в российском и международном бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 47 (341). — С. 26–41.

10. Дружиловская Э.С. Современные проблемы бухгалтерского учета с точки зрения аналитиков // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 10 (352). — С. 54–64.

11. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Ж.А. Кеворкова, Е.Н. Домбровская. — М.: РусАйс, 2016.— 225 с.

12. Сапожникова Н.Г., Панина И.В., Гальчина О.Н., Коробейникова Л.С. Бухгалтерский учет и отчетность. — М.: Кнорус, 2018. — 360 с.

13. Саунин А.Н., Бергаль Е.В. Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе экономики // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2018. — № 7. — С. 31–37.

Исследование особенностей внутреннего финансового контроля отдельных направлений деятельности бюджетного образовательного учреждения в настоящее время приобретает особую значимость, так как признанная необходимость его осуществления на ведомственном уровне сопровождается отсутствием механизма внедрения в практическую деятельность.

Одним из приоритетных направлений ведомственного контроля со стороны Минобрнауки России выступают научная деятельность образовательного учреждения и ее финансовое обеспечение. Функционирование малых инновационных предприятий (далее — МИП), деятельность которых предполагает коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности вуза, позволяет генерировать поступления от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, а показатели количества созданных МИП и эффективность их финансово-хозяйственной деятельности представляют собой один из критериев оценки эффективности научной деятельности вузов.

Право бюджетных образовательных учреждений быть учредителем хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, в настоящее время законодательно закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Перечень результатов интеллектуальной деятельности является ограниченным и включает программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами) [5].

Создание МИП предполагает, что в счет вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или хозяйственного партнерства со стороны бюджетного образовательного учреждения должно быть внесено право использования результата интеллектуальной деятельности.

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный (складочный) капитал МИП по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями (участниками) единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника, оплачиваемых таким вкладом, составляет более 500 тыс. руб., то вклад должен оцениваться независимым оценщиком. В уставный (складочный) капитал МИП также могут быть внесены денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении вуза [5]. Существенно упрощает процесс коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности отсутствие необходимости согласовывать процесс создания МИП с Минобрнауки России. Однако важно соблюсти процедуру уведомления ведомства о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. При осуществлении внутреннего финансового контроля следует обратить внимание на области научной деятельности, в которых риск выявления нарушений требований нормативных правовых актов наиболее высок. Создание и функционирование МИП бюджетных образовательных учреждений имеет ряд особенностей в порядке ведения бухгалтерского учета, планирования финансово-хозяйственной деятельности, заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества вуза. Считаем целесообразным использование направлений контроля, представленных на рисунке.

Для Цитирования:
Спиридонова Наталья Эдуардовна, Особенности внутреннего финансового контроля создания и функционирования малых инновационных предприятий бюджетного образовательного учреждения. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: