В статье рассмотрены вопросы развития и стратегического аудита в системе государственного аудита. В исследовании определены основные сферы его применения и уточнены элементы системы стратегического аудита в госсекторе. Авторами обозначен ряд проблем дискуссионного характера (например, неопределенность взаимосвязи между стратегическим аудитом как видом последующего контроля и экспертизой документов стратегического планирования как способом проведения предварительного контроля; наличие правовой нормы об участии внешних органов контроля в формировании системы целевых показателей по составу и количественным значениям в документах стратегического планирования; отсутствие государственного стандарта и методики проведения стратегического аудита) и предложены пути их решения.
Статья посвящена изучению проблем учета долгосрочных договоров в организациях государственного сектора, в том числе в бюджетных организациях. В статье проанализированы регламентации нового федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры». На основе проведенных исследований автором обоснованы рекомендации по дальнейшему совершенствованию правил учета указанных договоров в вышеназванных организациях.
В статье рассмотрены элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности, выделяемые в федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Авторами проведена сравнительная характеристика положений по бухгалтерскому учету в коммерческом секторе, международных стандартов финансовой отчетности и стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора в части признания активов и обязательств, доходов и расходов, а также общих критериев признания объектов бухгалтерского учета и методов оценки, выявлены отличия и показаны особенности бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора.
Статья посвящена рассмотрению этапов планирования аудиторской проверки амортизации и износа основных средств, тестированию системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, составлению программы аудита и рабочих документов аудитора, а также особенностям написания отчета аудитора. По результатам качественно подготовленной и проведенной аудиторской проверки амортизации и износа основных средств предприятие сможет в дальнейшем отражать все аспекты учета и документирования объектов основных средств и начисляемой по ним амортизации вовремя и с учетом всех необходимых требований.
В статье рассмотрены вопросы организации государственного финансового контроля в условиях цифровизации экономики. Проанализированы изменения в методах и технологиях государственного контроля, связанных с формированием глобального цифрового экономического пространства, и определены направления развития финансового контроля с применением цифровых технологий, включая технологии блокчейн. Определено, что применение новых технологий для внутреннего государственного финансового контроля позволит в значительной степени повысить эффективность системы контроля, станет возможным в автоматическом режиме выявлять и предупреждать существенный объем правонарушений.
В статье раскрываются сущность и содержание экспертной деятельности как составляющей экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Автором определено, что экспертизу можно считать методом контроля, раскрывая при этом сущность экспертных процедур, применяемых экспертом в процессе экспертного исследования.
В публикации даны комментарии к письму Минфина России от 31.08.2018 № 02–06–07/62480 «Об утверждении методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”», уточнен порядок формирования учетной политики, применения оценочных значений, исправления ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В статье рассмотрены вопросы классификации экономического класса экспертной работы, особенности применения знаний экономических экспертов в сфере противодействия экономическим правонарушениям, привлечения правоохранительными и контролирующими органами независимых экспертов для решения правовых вопросов и устранения разногласий между субъектами. Определено, что деятельность органов, осуществляющих экспертную экономическую деятельность, остается неурегулированной в практической плоскости и малоизученной в теоретической части. В процессе исследования уточнены понятийный аппарат и классификация экономических экспертиз.