Экспертно-аналитическая деятельность, осуществляемая Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон № 41-ФЗ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», стандартами государственного аудита и другими нормативными актами. Экспертно-аналитическую деятельность в организациях государственного сектора, по нашему мнению, необходимо рассматривать как со стороны экспертизы (экспертного исследования), так и со стороны реализации аналитических функций, так как оба направления деятельности имеют свои цели и задачи.
Раскроем сущность и содержание экспертной деятельности, осуществляемой в большей степени путем проведения экспертных (или аналитических) мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета, исследования причин возникновения нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий [2]. По нашему мнению, в состав процедур, осуществляемых путем применения экспертизы как метода исследования, можно отнести:
— подготовку предложений по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития Российской Федерации;
— обоснование выбора показателей (критериев) и методов их оценки;
— расчеты, подтверждающие влияние оценочных критериев на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, внутренних и внешних факторов;
— оценку эффективности формирования, использования, управления и распоряжения бюджетными средствами, федеральной собственностью и иными ресурсами в целях обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации или ее регионов;