По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных учреждений, их признание и методы оценки

Кришталева Таисия Ивановна доктор, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», E-mail: tkrishtaleva@mail.ru
Сильченко Алина Денисовна студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: silchenko102@mail.ru
Сильченко Алина Денисовна студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: silchenko102@mail.ru

В статье рассмотрены элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности, выделяемые в федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Авторами проведена сравнительная характеристика положений по бухгалтерскому учету в коммерческом секторе, международных стандартов финансовой отчетности и стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора в части признания активов и обязательств, доходов и расходов, а также общих критериев признания объектов бухгалтерского учета и методов оценки, выявлены отличия и показаны особенности бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216121/.

2. Концептуальные основы финансовой отчетности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160581/.

3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17312/.

4. Бюджетный учет и отчетность. В 2 ч. Ч. 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С.И. Опарина, Т.И. Кришталева, А.И. Гурко; под ред. С.И. Опариной. — М.: Изд-во «Юрайт», 2016.

5. Преобразование государственных унитарных предприятий в государственные (бюджетные) учреждения: научное обоснование и методика бухгалтерского учета: Монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Ж.А. Кеворкова, Е.Н. Домбровская. — М.: РУСАЙНС, 2017. — 282 с.

В условиях глобализации мирового экономического пространства к экономическим субъектам предъявляются новые требования хозяйствования, одним из которых является достоверное отражение фактов хозяйственной жизни. В рамках улучшения качества российского учета и повышения достоверности информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности происходят постепенное обновление нормативно-правовой базы, сближение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, российских положений по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ) с международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) [2; 3]. Поскольку бухгалтерский учет и отчетность организаций государственного сектора имеют свои особенности, Министерством финансов были разработаны федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС) [1]. Проведем сравнение характеристик объектов бухгалтерского учета в СГС, МСФО и ПБУ и сделаем выводы.

К объектам бухгалтерского учета, согласно СГУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», относятся: активы; обязательства; источники финансирования деятельности субъекта учета; доходы; расходы; иные объекты [1].

Под активом в рамках бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора понимается имущество, которое принадлежит экономическому субъекту и находится в его пользовании, контролируется им и от которого ожидаются экономические выгоды в будущем.

Контроль над активом — это право использовать актив для извлечения экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности, а также регулировать доступ к таким экономическим выгодам и полезному потенциалу. Полезный потенциал, заключенный в активе, — это его пригодность для использования в целях осуществления государственных (муниципальных) полномочий и услуг, а также для управленческих нужд организации; обмена на другие активы; погашения обязательств субъекта учета.

Экономические выгоды — поступление денежных средств, а также их эквивалентов как результата от использования актива в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий.

Для Цитирования:
Кришталева Таисия Ивановна, Сильченко Алина Денисовна, Сильченко Алина Денисовна, Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных учреждений, их признание и методы оценки. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: