Реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» послужила новым импульсом цифровизации отраслей экономики [1]. В рамках реализации программы разрабатываются законопроекты, вносятся поправки в действующие законодательные акты в части внедрения информационных технологий в экономику [2; 3]. Цифровизация экономических процессов создает основу для формирования новых рынков и порождает новые условия функционирования всей экономической системы, что способствует становлению цифрового государства и качественно изменяет требования к институтам, методам и технологиям государственного контроля и надзора в экономике.
Формирование открытого глобального цифрового экономического пространства усиливает значимость и трансформирует содержание государственного финансового контроля, требует существенного пересмотра их нормативного и правового обеспечения, определяет необходимость широкого внедрения в практику государственного контроля и надзора новых информационных возможностей (big data, блокчейн).
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства. Его задачи заключаются в следующем: в проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении; проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств; устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В ходе финансового контроля проверяются: соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами; экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Схема организации государственного финансового контроля в РФ представлена на рисунке.
Органы внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля функционируют независимо друг от друга и не образуют единой «контрольной вертикали», хотя очевидны взаимосвязи, позволяющие рассматривать их в рамках единой системы. Для повышения эффективности контроля целесообразно организовать и обмен информацией о результатах контрольных мероприятий на всех уровнях, что также создаст условия для взаимного признания органами контроля результатов контрольной деятельности друг друга и снизит ресурсные затраты на контрольную деятельность. В составе такой информации, например, может быть обмен информацией о выявляемых рисках в финансово-бюджетной сфере в целях обеспечения риск-ориентированного подхода к контрольной деятельности, а также реализации инструментов предупреждения нарушений [5].