По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.148

Стратегический аудит: вектор развития

Саунин Анатолий Николаевич д-р экон. наук, профессор кафедры государственного аудита Высшей школы государственного аудита, МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: sauangal@yandex.ru
Бергаль Елена Викторовна канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет. Е-mail: bergall@bk.ru

В статье рассмотрены вопросы развития и стратегического аудита в системе государственного аудита. В исследовании определены основные сферы его применения и уточнены элементы системы стратегического аудита в госсекторе. Авторами обозначен ряд проблем дискуссионного характера (например, неопределенность взаимосвязи между стратегическим аудитом как видом последующего контроля и экспертизой документов стратегического планирования как способом проведения предварительного контроля; наличие правовой нормы об участии внешних органов контроля в формировании системы целевых показателей по составу и количественным значениям в документах стратегического планирования; отсутствие государственного стандарта и методики проведения стратегического аудита) и предложены пути их решения.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.

2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/.

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.

5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/.

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282738/.

7. Проект Стратегии развития России до 2035 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gasu.gov.ru/strategy-2035/.

8. Бергаль Е.В. Стратегический аудит в системе регионального стратегирования и методические подходы проведения. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного социохозяйственного развития». — М.: Изд-во АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права», 2016. — С. 20–24.

9. Бюджетные и налоговые реформы в современном обществе: сравнительный анализ Франции и России: Монография / М.А. Эскиндаров, М. Бувье, Е.В. Маркина, М.Л. Седова, М.Л. Васюнина, Р.Е. Артюхин, В.Г. Пансков, И.Г. Русакова, Д.А. Смирнов, Ю.В. Малкова, К.В. Новоселов, Л.И. Гончаренко / ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». — М., 2011.

10. Кеворкова Ж.А. Экономическая экспертиза как инструмент контрольной деятельности учреждений государственного сектора // Экономика. Бизнес. Банки. — 2016. — № 4 (17). — С. 121–131.

11. Пискунов А.А. Стратегический аудит как фактор обеспечения безопасности и устойчивого развития // Национальная безопасность: nota bene. — 2009. — № 5–6 (5). — С. 41–46.

12. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств. Учебное пособие. — М., 2015. — С. 335.

13. Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля // Финансы и кредит. — 2014. — № 13 (589). — С. 2–9.

14. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. [и др.] Государственный финансовый контроль. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060400 «Финансы и кредит», 061000 «Гос. и муницип. упр.», 521400 «Юриспруденция». — М., 2004. — С. 560.

15. Степашин С.В., Сурков К.В. Государственный аудит: Монография. — М.: Изд-во «Принт», 2010. — С. 351.

Стратегическое управление социально-экономическим развитием страны направлено на создание условий долгосрочного развития, поиск новых возможностей, предупреждение кризисных ситуаций путем внесения корректировок в документы стратегического планирования на основе результатов мониторинга и стратегического аудита.

Стратегическое планирование является одной из функций стратегического управления, направленной на решение задач устойчивого социально-экономического развития государства и обеспечение национальной безопасности. Процессы разработки документов стратегического планирования, внедрения и реализации стратегий, мониторинга, проведения контроля и принятия управленческих решений по их корректировке регулируются законом и соответствующими нормативными правовыми актами.

Стратегический аудит является одним из видов государственного аудита, который предназначен для осуществления контроля качества и оценки эффективности стратегического управления. Полномочия по его проведению, согласно закону о Счетной палате Российской Федерации (далее — Закон № 42-ФЗ), осуществляет Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) в процессе контрольной и экспертно-аналитической деятельности в целях содействия реализации документов стратегического планирования Российской Федерации.

Деятельность Счетной палаты направлена на обеспечение эффективной реализации стратегий социально-экономического развития России и регионов. Одной из задач Счетной палаты является аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации, при этом в ее полномочия входит подготовка рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации, а также по их составу и количественным значениям. По сути, это инструмент, позволяющий оценивать качество стратегического управления социальноэкономическими процессами развития государства, обеспечивать условия долгосрочного развития и предупреждать кризисные ситуации.

Для Цитирования:
Саунин Анатолий Николаевич, Бергаль Елена Викторовна, Стратегический аудит: вектор развития. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: