С терминологической точки зрения под понятием «взаимодействие» в российском законодательстве понимают основанную на нормативной правовой базе, согласованную по целям, времени и месту определенную деятельность различных органов власти для решения разнообразных вопросов. Свойство взаимодействия характерно для большинства российских публичных субъектов, включая МВД и ЗАГС. Последние сотрудничают для достижения цели — профилактики возможных правонарушений. Организация системы профилактического взаимодействия предполагает заключение специальных соглашений о взаимодействии. Такие документы структурно и содержательно обычно стандартны, предусматривают для участвующих субъектов взаимные права и обязанности: МВД могут запрашивать информацию, относящуюся к деятельности органов записи актов гражданского состояния; ЗАГС обязуется предоставлять подобные данные в оперативном режиме.
Количество преступлений несовершеннолетних ежегодно оценивается правоохранительными органами в несколько десятков тысяч. Как отмечают исследователи, совершение преступлений среди несовершеннолетних имеет свою специфику: большинство совершенных деяний квалифицируются как тяжкие (то есть сопряжены с причинением смерти субъекту), предполагающие нередко применение холодного и огнестрельного оружия. Противостоять таким преступлениям возможно: органы МВД должны оперативно получать от органов ЗАГС всю информацию о несовершеннолетних лицах, которые остались без попечения родителей. Отсутствие данных сведений в сегодняшней обстановке ведет к тому, что молодежь, проникаясь деструктивными социальными позициями отдельных элементов, отказывается от правопослушного образа жизни.
Организация взаимодействия между органами МВД и ЗАГС в целях предупреждения и пресечения преступлений среди молодежи предполагает необходимость конструирования специального межведомственного соглашения (договора). Данный документ должен обозначать основные правомочия сторон: органы МВД имеют право запрашивать и получать сведения из базы данных органов ЗАГС в оперативном режиме (при необходимости сроки предоставления информации не более 30 минут); органы ЗАГС обязаны предоставить запрошенные данные под угрозой проведения внутренней дисциплинарной проверки в отношении субъектов, которые нарушили условия предоставления материалов. В статье рассматривается рамочный проект такого соглашения между органами ЗАГС и МВД, созданный на основе сбалансированности интересов разных контрагентов. Используя данное рамочное соглашение, органы ЗАГС и МВД субъектов Федерации могут составить собственный комплексный (и индивидуальный) документ, учитывающий криминогенную ситуацию в конкретном регионе РФ.
Для предупреждения и пресечения преступлений МВД использует многочисленные информационные источники, которые позволяют создать комплексный психологический портрет правонарушителя. Одним из таких источников в РФ считается база данных ЕГР ЗАГС. Ориентируясь на сведения о деятельности самого субъекта и его ближайших родственников, сотрудники полиции могут оперативно предупредить преступление.
Профилактика преступлений предполагает осуществление комплекса мер самого разного типа: от выявления причин преступности до устранения их путем организации соответствующего контроля. Осуществление вышеуказанных операций возможно только в том случае, если активную роль в предотвращении преступлений играют все органы власти, включая органы ЗАГС. Последние должны передавать информацию в МВД о составе семьи и о нестандартных фактах, касающихся непосредственно несовершеннолетнего. МВД России в этой ситуации должно проводить проверки поступающих данных, своевременно реагировать на сложные и неоднозначные обстоятельства.
Превентивные возможности органов ЗАГС в сотрудничестве с МВД могут касаться совершенно различных вопросов: поиска пропавших несовершеннолетних, предупреждения правонарушений на транспорте. Анализируя ситуацию в правоохранительной сфере, можно заключить, что для решения поставленной задачи необходимо создать комплексную информационную систему быстрого ответа на запросы информации от органов МВД.
Предупреждение преступности несовершеннолетних в зарубежных странах — это сложный и многосоставной процесс общегосударственной политики, предусматривающий изучение не только причинно-условных факторов, влияющих на совершение деликтов или преступлений, но и индивидуальных свойств субъекта-правонарушителя. Руководствуясь этой поставленной задачей, все органы власти функционируют в единой парадигме: потенциально проблемного несовершеннолетнего следует заранее обнаружить, поставить на учет, отслеживая на постоянной основе не только его контакты, но и общую психологию субъекта. Потенциально проблемными считаются те лица, которые лишились попечения родителей. Опыт зарубежных стран в выявлении таких субъектов может быть использован в России.
Весной 2021 года в отделе ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по городу Невинномысску состоялось очередное расширенное заседание семейного клуба «Для тех, кто хочет создать семью».
Глава администрации губернатора Астраханской области Павел Паутов представил нового руководителя службы записи актов гражданского состояния Астраханской области — Татьяну Кособрюхову.
В статье рассматривается процесс формирования действующих норм, регламентирующих содержание трудового договора, анализируются некоторые предложения по изменению действующего законодательства и оцениваются правовые последствия невключения обязательных условий в трудовой договор в действующей редакции Трудового кодекса РФ.
В правоприменительной практике возникают некоторые проблемы, связанные с применением конвенций МОТ после их ратификации Россией. Одна из таких проблем связана с якобы «сгоранием» неиспользованных отпусков при реализации работниками права на ежегодный оплачиваемый отпуск. В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением международных правовых норм и национального законодательства, на примере ратификации Россией Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках».
В статье поднимается вопрос о необходимости возрождения института наставничества, определения наставника и его правового статуса. Ставится цель наставничества, правового оформления обязанностей наставника и оплаты его труда на современном этапе развития трудового права России. Предлагается наставничество заменить тьюторством, расширить трудовую функцию тьютора, содержание его работы и сферы профессиональной деятельности.
В статье анализируются правовые основы регулирования труда руководителя, отмечается нетождественность терминов «руководитель» и «работодатель», предложена классификация статуса руководителя, исследуются механизмы установления работодателем норм, а также формулируются предложения по совершенствованию трудового законодательства.