По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Соотношение конвенций МОТ и трудового законодательства РФ

Е. А. Шаповал канд. юрид. наук, доцент, старший научный сотрудник сектора трудового права и права социального обеспечения, федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт государства и права Российской академии наук» (ИГП РАН)

В правоприменительной практике возникают некоторые проблемы, связанные с применением конвенций МОТ после их ратификации Россией. Одна из таких проблем связана с якобы «сгоранием» неиспользованных отпусков при реализации работниками права на ежегодный оплачиваемый отпуск. В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением международных правовых норм и национального законодательства, на примере ратификации Россией Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках».

Литература:

1. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. — М., 1996. — С. 240.

2. Конституционное право / Под ред. В. В. Лазарева. — М., 1998. — С. 26 и др.

3. Барциц И. Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. — 2001. — № 2. — С. 63.

4. Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права. — Екатеринбург, 1997. — С. 130–131.

5. Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. — М., 2002. — С. 58.

6. Иванов С. А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: некоторые проблемы // Государство и право. — 1994. — № 8–9. — С. 73.

Ратификация Россией конвенций МОТ подтверждает статус России как социально ответственного государства.

Конституция РФ закрепляет приоритет международных правовых норм (ч. 4 ст. 15). В области труда это прежде всего конвенции МОТ. В ТК РФ воспроизведены конституционные положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о включении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в правовую систему России и о приоритете международных договоров. Указанные конституционные положения получили свое закрепление в ст. 10 ТК РФ применительно к законам, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, то есть к источникам трудового права.

Представляется, что речь идет о приоритете и прямом действии не всех международных правовых норм, а лишь общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ), а также ратифицированных и официально опубликованных международных договоров, в том числе конвенций МОТ.

После принятия Конституции РФ 1993 года среди специалистов в области международного права получило распространение мнение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет перед конституционными нормами во всем, что касается прав и свобод человека и гражданина [1, 2].

В отношении международных договоров сложилась общая позиция о приоритете правил международных договоров перед российским законом, поскольку в самой Конституции РФ это предусмотрено (ч. 4 ст. 15).

Среди правоведов не выработано единого мнения о непосредственном действии международно-правовых норм. Одни представители науки международного права, как уточняет И. Н. Барциц, являются сторонниками их непосредственного действия, другие с этим не согласны. При этом нередко отмечается, что ученые расходятся во мнениях не столько в оценке роли международно-правовых норм, сколько в истолковании самого явления «непосредственное применение», которое не должно толковаться как действие норм международного права вне конституционных основ и требований национального права и вопреки им [3].

Некоторые специалисты считают, что международные правовые акты должны исполняться путем прямого применения содержащихся в них норм, другие доказывают, что для реализации международных актов требуется видоизменение международных норм, превращение их в нормы внутригосударственного права.

Также высказывается мнение о том, что Конституция РФ «установила принцип приоритетного и прямого действия международных правовых норм» согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, включая приоритет международных договоров перед законами [4].

Характеризуя источники права России на основе Конституции РФ, О. Е. Кутафин указывал, что нормы и источники международного права занимают обособленное положение в нормативном массиве правовой системы страны, функционируя наряду с российским правом. Они толкуются и применяются в соответствии с целями и принципами международного права в контексте используемых в нем терминов, а не с точки зрения ориентиров внутреннего права. Но при этом они остаются источниками российского права как части российской правовой системы. Иными словами, определял О. Е. Кутафин, источники права в правовой системе РФ являются внешней формой норм как российского, так и международного права, действующих в стране с санкции государства [5].

Для исполнения (имплементации) конвенций МОТ, а в случае использования и рекомендаций МОТ они инкорпорируются в нормы ТК РФ, иных федеральных законов после ратификации и официального опубликования, приобретая качество источников трудового права.

При инкорпорации конвенций МОТ и принятии соответствующего федерального закона или внесении изменений в действующее трудовое законодательство, прежде всего ТК РФ, данный закон или соответствующие нормы ТК РФ применяются наряду с соответствующей конвенций МОТ. В той части, в которой принятый федеральный закон не соответствует международному договору, конвенции МОТ, он не подлежит применению на все время действия международного договора, конвенции МОТ.

Если после ратификации и официального опубликования международного договора он не был инкорпорирован и прошло определенное время, то нормы договора могут применяться, если они достаточно конкретны, адресны и способны к регуляции, то есть относятся к так называемым самоисполнимым нормам. В иных случаях такое применение просто невозможно и следует использовать все возможные меры к инкорпорации норм международного договора во внутригосударственное законодательство.

Очевидно, что приоритет международного договора перед законом проявляется на стадии правоприменения. Это означает, что международный договор в данном случае не отменяет действие российского закона. Те положения закона, которые не соответствуют международному договору, конвенции МОТ, не применяются, но с истечением срока или денонсацией конвенции МОТ закон может в полной мере действовать. До истечения срока или денонсации конвенции МОТ закон, его отдельные положения, не соответствующие конвенции, применяться не должны. С. А. Иванов указывал, что судья «вправе ссылаться на конвенцию, если закон либо другой нормативный акт ей не соответствует или если содержащаяся в конвенции норма более точна и определенна, чем в законодательстве» [6].

Вместе с тем в правоприменительной практике возникают некоторые проблемы, связанные с применением конвенций МОТ после их ратификации Россией.

Одна из таких проблем связана с так называемым «сгоранием» неиспользованных отпусков при реализации работниками права на ежегодный оплачиваемый отпуск в связи с ратификацией Россией 1 июля 2010 года Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках» (1970) [Федеральный закон от 01.07.2010 № 139-ФЗ «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132)»]. Конвенция вступила в силу для России с 6 сентября 2011 года.

Статья 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на отдых. А работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. При этом право работника на ежегодный оплачиваемый отпуск ничем не ограничено. Работающие по трудовому договору приобретают право на ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от вида организации, в которой они трудятся, степени занятости (полное или неполное рабочее время), места выполнения трудовых обязанностей (в организации или на дому), формы оплаты труда, занимаемой должности, срока трудового договора и иных обстоятельств.

В трудовом законодательстве РФ закреплены гарантии реального использования работниками ежегодных оплачиваемых отпусков. Как установлено ст. 114 ТК РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Следовательно, все работники имеют равное право на отпуск вне зависимости от того, у какого работодателя (юридического лица и индивидуального предпринимателя) они трудятся, по договору на неопределенный срок или по срочному трудовому договору, на условиях полного или неполного рабочего времени, по совместительству и т. д.

Однако после ратификации Конвенции МОТ № 132 у некоторых работодателей получила распространение практика, в соответствии с которой не использованный в течение полутора лет ежегодный отпуск «сгорает».

Согласно Конвенции МОТ № 132, часть отпуска продолжительностью не менее двух недель должна быть предоставлена работнику в течение года, за который предоставляется отпуск. Оставшуюся часть отпуска работодатель обязан предоставить не позже чем в течение полутора лет по окончании того года, за который предоставляется отпуск (п. 1 ст. 9 Конвенции МОТ № 132). На более длительный срок может быть отсрочено с согласия работника лишь предоставление части отпуска свыше минимальной его продолжительности. Кроме того, согласно конвенции, соглашения об отказе от права на отпуск минимальной продолжительности или о неиспользовании отпуска с заменой его компенсацией или иным образом признаются недействительными или запрещаются (ст. 12 Конвенции МОТ № 132).

В ТК РФ на этот счет содержатся более благоприятные для работников правила: отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Если в связи с производственной необходимостью отпуск с согласия работника не был предоставлен, то работодатель обязан предоставить его работнику до истечения следующего рабочего года (ст. 124 ТК РФ). И даже если работодатель нарушит эти требования, то при увольнении работника он обязан выплатить ему компенсацию за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).

Реализация Конвенции МОТ № 132 происходит через национальное законодательство (ст. 1 Конвенции). Конвенция определяет минимальный уровень гарантий. А наше законодательство этот уровень гарантий либо сохраняет, либо повышает. Например, минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска согласно ст. 115 ТК РФ составляет 28 календарных дней, а по Конвенции МОТ № 132 — всего 21 календарный день.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Однако это касается только положений внутреннего законодательства, которые ухудшают положение работников по сравнению с международным договором.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 19 Устава МОТ подписание страной — членом МОТ той или иной конвенции МОТ ни в коем случае не должно приводить к ухудшению положения или ущемлению интересов трудящихся по сравнению с действующим национальным законодательством.

Следовательно, правила ТК РФ о предоставлении отпусков сохраняют свое действие и в дальнейшем, поскольку наше законодательство улучшает положение работников по сравнению с Конвенцией МОТ № 132, а значит, не противоречит ей.

Таким образом, ратификация Россией Конвенции МОТ № 132 не повлекла за собой каких-либо изменений в продолжительности и правилах предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам. Ведь положения этой конвенции уже были учтены при принятии ТК РФ. Более того, минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска у нас по-прежнему составляет 28 календарных дней.

Язык статьи:
Действия с выбранными: