Русские философы XX столетия, по тем или иным причинам оказавшиеся в эмиграции, в качестве одной из значимых проблем своего века называли кризис духовной культуры, проявившийся в революциях и войнах, которые затронули практически все страны мира. В исследовательскую оптику русских эмигрантов непременно попадали не только вопросы, связанные с научно-техническим прогрессом и техникой как таковой, но и проблема трансформации социального уклада и человека, уровня его самосознания. Социальные прогнозы, сделанные русскими мыслителями, не отличались особым оптимизмом, однако алармизм или же глубокий пессимизм нельзя отнести к характерным чертам их философии истории и техники. В рамках данной публикации философские взгляды на научно-технический прогресс Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева, П.П. Муратова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина сопоставляются с идеями О. Шпенглера (работа которого «Закат Европы» в свое время привлекла внимание русских мыслителей), а также с прогнозами современного социального философа Б. Хана. Делается вывод о возможности актуализировать наследие русских мыслителей, творивших в условиях развития индустриального общества, для осмысления трансформаций, происходящих с обществом и индивидом в постиндустриальную эпоху. В условиях, когда все больше времени бодрствования жителя современного мегаполиса посвящено нахождению в виртуальном пространстве, куда также переносится возможность социального взаимодействия, навык саморефлексии, сохранения собственной субъектности становится ключевым. В то время как секулярные мыслители, глядя на будущее развитие человечества, лишь констатируют смерть культуры и закрепощение личности, русские религиозные философы предлагают оставшиеся возможными варианты сохранения личностной свободы как залога творческого развития.