По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2; 1(091)(470) DOI:10.33920/nik-01-2512-01

Смысл истории для Европы в трактовке Н.А. Бердяева. Взгляд из Германии*

Мелих Юлия Биляловна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А. E-mail: yuliamelikh@yahoo.com, ORCID: 0009-0000-0340-5175

В статье рассматривается рецепция философии Н.А. Бердяева как русского европейца в Германии в различных ее аспектах. Внимание акцентируется на смыслообразующей для Германии и всей Европы трактовке истории в изданной в Берлине в 1923 г. работе Бердяева «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», которую выявляет граф Г. Кайзерлинг. Анализируются выделенные исследователями Ш. Райхельтом, П. Клайном, Э. Кламротом, Б. Шульце влияния на формирование историософских взглядов Бердяева русских философов, в том числе А.С. Хомякова, которого Бердяев считает модернистом и анархистом, идеи которого могли бы привести к реформации в России. Шульце и Кламрот отмечают своеобразие философствования Бердяева, основанное на признании примата эстетического, творческого, которое проявляется в гиперболизации, маньеризме, парадоксальности. Исследователи указывают на эволюцию историософских взглядов Бердяева, которая означает смену неокантианской методологии проблематизации культуры на гегелевскую, признающую разумность духа истории. Райхельт указывает на Г.П. Федотова, который анализирует «Русскую идею» Бердяева и объясняет его позицию изменением исторической ситуации и преклонением перед историей. В статье применяются историко-системный подход и компаративный анализ рефлексии творчества Бердяева в Германии. Делается вывод о том, что Бердяев формулирует смысл европейской истории и культуры, включая в него Россию, а также о том, что философствование Бердяева воплощает метод свободной теургии Вл. Соловьева.

Литература:

1. Бибихин В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев / В.В. Бибихин. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. — 416 с.

2. Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки / Н.А. Дмитриева. — М.: РОССПЭН, 2007. — 512 c. — (Humanitas).

3. Бердяев Н.А. О реализме (Вместо предисловия) / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900–1906 гг.). — СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1907. — С. 1–4.

4. Бердяев Н.А. Кризис рационализма в современной философии (Виндельбанд. Прелюдии) / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900–1906 гг.). — СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1907. — С. 290–304.

5. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки / Г. Риккерт / Пер. с нем. А. Воден. — СПб.: Наука, 1997. — С. 225. — (Слово о сущем).

6. Риккерт Г. О понятии философии / Г. Риккерт // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Русское издание. Книга первая. — М.: Книгоиздательство «Мусагет», 1910. — С. 19–61.

7. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков. — М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2007. — С. 226. — (Философия. Психология).

8. Reichelt Stefan G. Nikolaj Berdjaev in Deutschland 1920–1950. Eine rezeptionshistorische Studie / Stefan G. Reichelt. — Leipzig: Universitätsverlag, 1999. — 273 s.

9. Keyserling Hermann. Einführung / Hermann Keyserling // Berdjajew, Nikolaus. Der Sinn der Geschichte. Versuch einer Philosophie des Menschengeschickes. Mit einer Einleitung des Grafen Hermann Keyserling. — Darmstadt: Otto Reichl Verlag, 1925. — S. 9–18.

10. Schultze, Bernhard. Die Schau der Kirche bei Nikolai Berdiajew / Bernhard Schultze. — Roma: Pont. Institutum Orientalium Studiorum, 1938. — 251 s. — (Orientalia Christiana Analecta, Bd. 116).

11. Бердяев Н.А. Два понимания христианства (К спорам о старом и новом в христианстве) / Н.А. Бердяев // Путь. — 1932. — № 36. — С. 17–43.

12. Бердяев Н.А. Русский духовный Ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») / Н.А. Бердяев // Путь. — 1935. — № 49. — С. 3–22.

13. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / Н.А. Бердяев / Сост. и коммент. В.В. Сапова. — М.: КАНОН+, 1999. — 464 с. — (История философии в памятниках).

14. Klein Paul. Die “kreative Freiheit” nach Nikolaj Berdjajew. Zeichen der Hoffnung in einer gefallenen Welt / Paul Klein. — Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1976. — 269 s. (Studien zur Geschichte der katholischen Moraltheologie, Bd. 21).

15. Gründel Johannes. Vorwort des Herausgebers / Johannes Gründel // Klein, Paul. Die “kreative Freiheit” nach Nikolaj Berdjajew. Zeichen der Hoffnung in einer gefallenen Welt. — Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1976. S. 5–6 (Studien zur Geschichte der katholischen Moraltheologie, Bd. 21).

16. Häring Bernhard. Vorwort / Bernhard Häring // Klein Paul. Die “kreative Freiheit” nach Nikolaj Berdjajew. Zeichen der Hoffnung in einer gefallenen Welt. — Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1976. S. 7–8 (Studien zur Geschichte der katholischen Moraltheologie, Bd. 21).

17. Klamroth Erich. Der Gedanke der ewigen Schöpfung bei Nikolai Berdiajew. Ein umfassender Überblick über das Werk dieses großen Russen des 20. Jahrhunderts / Erich Klamroth. — Hamburg-Bergstedt: Herbert Reich, Evangelischer Verlag G.m.b.H., 1963. — 118 s. (Theologische Forschung. Wissenschaftliche Beiträge zur kirchlich-evangelischen Lehre, Bd. XXIX).

18. Stepun, Fedor. Vergangenes und Unvergängliches. Aus meinem Leben. 3. Teil: 1917–1922 / Fedor Stepun. — München: Kösel Verlag, 1950. — 275 s.

19. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев / Сост., предисл., подгот. текстов, коммент. А.В. Вадимова; ред. М.Я. Фильштейн. — М.: Книга, 1991. — 446 с.

20. Федотов Г.П. Н.А. Бердяев-мыслитель / Г.П. Федотов // Новый журнал. — 1948. — Кн. 19. — С. 266–278.

21. Ермичев А.А. «Третий исход» Н.А. Бердяева и ответ Б.П. Вышеславцева / А.А. Ермичев // Соловьевские исследования. — 2025. — Вып. 1 (85). — С. 60–80.

22. Мелих Ю.Б. Возможности и границы мировоззренческой методологии рациональности на примере Н.А. Бердяева / Ю.Б. Мелих // Мировоззренческая парадигма в философии: принцип рациональности и его конкуренты. Сборник статей по материалам XX Международной научно-практической конференции (Н. Новгород, ННГАСУ, 18 февраля 2025 г.) / Отв. ред. М.М. Прохоров. — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2025. — С. 34–38.

1. Bibikhin V.V. Aleksei Fedorovich Losev. Sergei Sergeevich Averintsev / V.V. Bibikhin. — M.: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy, 2006. — 416 s.

2. Dmitrieva N.A. Russkoe neokantianstvo: “Marburg” v Rossii. Istoriko-filosofskie ocherki / N.A. Dmitrieva. — M.: ROSSPEN, 2007. — 512 s. — (Humanitas).

3. Berdyaev N.A. O realizme (Vmesto predisloviya) / N.A. Berdyaev // Berdyaev N.A. Sub specie aeternitatis. Opyty filosofskie, sotsial'nye i literaturnye (1900–1906 gg.). — SPb.: Izdanie M.V. Pirozhkova, 1907. — S. 1–4.

4. Berdyaev N.A. Krizis ratsionalizma v sovremennoi filosofii (Vindel'band. Prelyudii) / N.A. Berdyaev // Berdyaev N.A. Sub specie aeternitatis. Opyty filosofskie, sotsial'nye i literaturnye (1900–1906 gg.). — SPb.: Izdanie M.V. Pirozhkova, 1907. — S. 290–304.

5. Rikkert G. Granitsy estestvennonauchnogo obrazovaniya ponyatii. Logicheskoe vvedenie v istoricheskie nauki / G. Rikkert / Per. s nem. A. Voden. — SPb.: Nauka, 1997. — S. 225. — (Slovo o sushchem).

6. Rikkert G. O ponyatii filosofii / G. Rikkert // Logos. Mezhdunarodnyi ezhegodnik po filosofii kul'tury. Russkoe izdanie. Kniga pervaya. — M.: Knigoizdatels'tvo “Musaget”, 1910. — S. 19–61.

7. Berdyaev N.A. Aleksei Stepanovich Khomyakov / N.A. Berdyaev // Berdyaev N.A. Konstantin Leont'ev. Ocherk iz istorii russkoi religioznoi mysli. Aleksei Stepanovich Khomyakov. — M.: AST: AST Moskva: Khranitel', 2007. — S. 226. — (Filosofiya. Psikhologiya).

8. Reichelt Stefan G. Nikolaj Berdjaev in Deutschland 1920–1950. Eine rezeptionshistorische Studie / Stefan G. Reichelt. — Leipzig: Universitätsverlag, 1999. — 273 s.

9. Keyserling Hermann. Einführung / Hermann Keyserling // Berdjajew, Nikolaus. Der Sinn der Geschichte. Versuch einer Philosophie des Menschengeschickes. Mit einer Einleitung des Grafen Hermann Keyserling. — Darmstadt: Otto Reichl Verlag, 1925. — S. 9–18.

10. Schultze Bernhard. Die Schau der Kirche bei Nikolai Berdiajew / Bernhard Schultze. — Roma: Pont. Institutum Orientalium Studiorum, 1938. — 251 s. — (Orientalia Christiana Analecta, Bd. 116).

11. Berdyaev N.A. Dva ponimaniya khristianstva (K sporam o starom i novom v khristianstve) / N.A. Berdyaev // Put'. — 1932. — № 36. — S. 17–43.

12. Berdyaev N.A. Russkii dukhovnyi Renessans nachala XX v. i zhurnal “Put'” (K desyatiletiyu “Puti”) / N.A. Berdyaev // Put'. — 1935. — № 49. — S. 3–22.

13. Berdyaev N.A. Novoe religioznoe soznanie i obshchestvennost' / N.A. Berdyaev / Sost. i komment. V.V. Sapova. — M.: KANON+, 1999. — 464 s. — (Istoriya filosofii v pamyatnikakh).

14. Klein Paul. Die “kreative Freiheit” nach Nikolaj Berdjajew. Zeichen der Hoffnung in einer gefallenen Welt / Paul Klein. — Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1976. — 269 s. (Studien zur Geschichte der katholischen Moraltheologie, Bd. 21).

15. Gründel Johannes. Vorwort des Herausgebers / Johannes Gründel // Klein, Paul. Die “kreative Freiheit” nach Nikolaj Berdjajew. Zeichen der Hoffnung in einer gefallenen Welt. — Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1976. S. 5–6 (Studien zur Geschichte der katholischen Moraltheologie. Bd. 21).

16. Häring Bernhard. Vorwort / Bernhard Häring // Klein, Paul. Die “kreative Freiheit” nach Nikolaj Berdjajew. Zeichen der Hoffnung in einer gefallenen Welt. — Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1976. S. 7–8 (Studien zur Geschichte der katholischen Moraltheologie, Bd. 21).

17. Klamroth Erich. Der Gedanke der ewigen Schöpfung bei Nikolai Berdiajew. Ein umfassender Überblick über das Werk dieses großen Russen des 20. Jahrhunderts / Erich Klamroth. — Hamburg-Bergstedt: Herbert Reich, Evangelischer Verlag G.m.b.H., 1963. — 118 s. (Theologische Forschung. Wissenschaftliche Beiträge zur kirchlich-evangelischen Lehre, Bd. XXIX).

18. Stepun Fedor. Vergangenes und Unvergängliches. Aus meinem Leben. 3. Teil: 1917– 1922 / Fedor Stepun. — München: Kösel Verlag, 1950. — 275 s.

19. Berdyaev N.A. Samopoznanie (Opyt filosofskoi avtobiografii) / N.A. Berdyaev / Sost., predisl., podgot. tekstov, komment. A.V. Vadimova / Red. M.Ya. Fil'shtein. — M.: Kniga, 1991. — 446 s.

20. Fedotov G.P. N.A. Berdyaev-myslitel' / G.P. Fedotov // Novyi zhurnal. — 1948. — Kn. 19. — S. 266–278.

21. Ermichev A.A. “Tretii iskhod” N.A. Berdyaeva i otvet B.P. Vysheslavtseva / A.A. Ermichev // Solov'evskie issledovaniya. — 2025. — Vyp. 1 (85). — S. 60–80.

22. Melikh Yu.B. Vozmozhnosti i granitsy mirovozzrencheskoi metodologii ratsional'nosti na primere N.A. Berdyaeva / Yu.B. Melikh // Mirovozzrencheskaya paradigma v filosofii: printsip ratsional'nosti i ego konkurenty. Sbornik statei po materialam XX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (N. Novgorod, NNGASU, 18 fevralya 2025 g.) / Otv. red. M.M. Prokhorov. — Nizhnii Novgorod: NNGASU, 2025. — S. 34–38.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00748, https://rscf.ru/project/24-28-00748/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by the Russian Science Foundation № 24-28-00748, https://rscf. ru/en/project/24-28-00748/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.

Статья поступила 29.09.2025.

Статья одобрена к публикации 06.10.2025.

В европейском философско-культурологическом дискурсе творчество и деятельность Н.А. Бердяева, несомненно, являются наряду с философией Владимира Соловьева самыми известными, с чем соглашаются не только европейские авторы, но и русские философы, его современники в эмиграции, такие как Л.И. Шестов, Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский и др. Творчество Бердяева представлено в Европе многогранно, оно включает религиозно-философские работы, историко-культурологические, социально-политические, литературоведческие. Но именно историко-культурологические работы Бердяева приносят ему известность. После выхода в свет книги «Новое Средневековье: размышления о судьбе России и Европы» в издательстве «Обелиск» в Берлине в 1924 г. Бердяев становится известным в Европе. Существенным для такого признания следует отметить то, что названия книг «Смысл истории», «Судьба России», «Новое Средневековье» выражают мышление Бердяева в категориально-понятийном аппарате Баденской школы неокантианства. В конце XIX — начале ХХ в. Бердяев не одинок в своем увлечении немецкой философией. В это время в России доминирует именно немецкая философия в ее различных и противоречивых идеалистических и материалистических направлениях. Особое же место занимает неокантианство. «Неокантианство тогда было все. Виндельбанд в Гейдельберге считался главным авторитетом», — вспоминал А.Ф. Лосев собрания у Маргариты Кирилловны Морозовой [1, с. 241]. Бердяев также, по словам Н. Дмитриевой, «не устоял против “баденского” соблазна и в 1903 г. “один летний семестр, молодым человеком <...> слушал лекции Виндельбанда“ по логике и истории философии XIX в. в “очаровательном Гейдельберге”» [2, с. 157]. При этом философия Канта и неокантианцев станет предметом постоянной критики Бердяевым, в то же время сильно влияя на него. В книге “Sub specie aeternitatis” (1907) Бердяев констатирует переживание тревоги, катастроф и переломов, протекающих в «царстве феноменов», а также потерю «ощущения реальностей, разобщение с глубиной бытия» [3, с. 2] и критикует «идеализм во всех его нео-критических формах», так как он «не выводит нас из царства иллюзионизма, даже закрепляет его, признает только нормы, идеи, состояния сознания, а не бытие» [3, с. 2–3]. Однако, критикуя В. Виндельбанда, он всегда оговаривает талант Генриха Риккерта и Эмиля Ласка. Бердяев отмечает, что особенно в лице Г. Риккерта демонстрируется более глубокое понимание недостаточности критицизма и рационализма, допуская «иррациональность всего индивидуального, всей живой действительности» [4, с. 293]. В его философии Бердяев усматривает «тоску по мистицизму», что пропускает иррациональное, «в другую дверь изгнанное “бытие”» [4, с. 294], и допускает теоретизацию истории как поиска, по словам самого Риккерта, «действительного в частном и единичном» [5, с. 225]. Риккерт обосновывает обновленный предмет философии, теперь это наука о мировоззрении. Что должно включать мировоззрение, кроме причинного объяснения мира? Мировоззрение должно помогать понять «“смысл” нашей жизни, значение нашего “я” в мире» и искать «руководящие нити, последние цели (курсив мой. — Ю.М.) для нашего отношения к миру, для нашего хотения и деятельности» [6, с. 25]. История становится судьбой человека и мира. Использование мировоззренческой концепции Риккерта прослеживается в книге Бердяева «Алексей Степанович Хомяков» (1912). В предисловии Бердяев дает определение методологии, которую он будет использовать: «Эта работа — не столько историческая, сколько философско-систематическая, психологическая и критическая. Я хочу дать цельный образ Хомякова, центральное и главное в его миросознании и мироощущении. ... Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной фигурой в славянофильстве, то тема Хомяков есть вместе с тем тема о славянофильстве вообще, а тема Хомяков и мы есть тема о судьбе славянофильства» [7, с. 226]. Использование Бердяевым культурологической методологии и понятийного аппарата Баденской школы объясняет и название его книг, и то, почему в Европе они становятся понятными и отвечают также востребованности временем, переживаемым и в Европе.

Для Цитирования:
Мелих Юлия Биляловна, Смысл истории для Европы в трактовке Н.А. Бердяева. Взгляд из Германии*. Вопросы культурологии. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: