* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 23-18-00408, https://rscf.ru/en/project/23-18-00408/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.
Статья поступила 29.09.2025.
Статья одобрена к публикации 06.10.2025.
Процессы медиатизации и цифровизации культуры, ускорившиеся по объективным причинам в период пандемии, обусловили активизацию деятельности российских культурных учреждений в интернет-пространстве. Изменения, внесенные в действующее законодательство, и новые нормативно-правовые акты способствовали появлению и (или) расширению присутствия во Всемирной сети Интернет культурных центров, музеев, библиотек, выставочных залов. Вместе с тем, согласно действующей редакции Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», культурные учреждения «с учетом особенностей сферы их деятельности по согласованию с государственными органами и органами местного самоуправления, в ведении которых такие организации находятся, могут не создавать официальные страницы для размещения информации о своей деятельности в сети Интернет» [25]. Несмотря на то что самые популярные российские социальные сети существуют с 2006 г., часть государственных и муниципальных культурных учреждений по-прежнему в них не работают, а часть — начали регистрировать свои страницы в социальных сетях только с 2022 г.
По данным исследовательских компаний, аудитория российских социальных сетей продолжает динамично расти: 84% населения России пользуются Интернетом ежедневно в среднем ~4,5 часа, 23–30% от этого времени (доля варьируется в разных возрастных категориях) пользователи проводят в социальных сетях [13]. К октябрю 2024 г. по сравнению с предыдущим годом объем ежемесячного контента социальных сетей вырос на 16,8%, а доля активных авторов (пользователей, пишущих посты не менее одного раза в месяц) — на 16% [26]. В 2022 г., после массовых призывов к насилию в отношении русских граждан в зарубежных социальных сетях Facebook и Instagram, владеющий этими сетями американский холдинг Meta Platforms Inc. был признан в России экстремистской организацией [14]. Это решение также способствовало росту интереса пользователей, частных лиц и организаций, к платформам российских социальных сетей [7].