По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.09 DOI:10.33920/nik-01-2512-04

Культурный бренд русской деревенской прозы в социальных сетях: репрезентация и проблемы продвижения*

Богатырева Людмила Викторовна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А, E-mail: bourlaka@mail.ru
Хлопаева Наталья Анатольевна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А, E-mail: hlopaeva@gmail.com

В условиях информационного общества распространение культурного наследия постепенно переходит в пространство цифровых коммуникаций. Развитие социальных сетей обусловило продвижение культурных брендов на онлайн-платформах с многомиллионной аудиторией. На примере сообществ, посвященных писателям деревенской прозы, в статье рассматривается влияние виртуальных технологий на распространение объектов духовного культурного наследия в медиаполе. Исследуются стратегии продвижения сообществ культурных брендов в социальных сетях; выявляются эффективные инструменты продвижения; представлены практические рекомендации по развитию коммуникаций между культурными учреждениями, профессиональными управленцами в области культурного брендинга и различными целевыми аудиториями. Проводится сравнительный анализ параметров продвижения сообществ различных культурных брендов в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Телеграм». Определяются проблемы, возникающие в процессе продвижения культурного бренда деревенской прозы в социальных сетях. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов данной статьи в качестве рекомендаций по совершенствованию продвижения культурных брендов в социальных сетях. Статья продолжает цикл исследований репрезентации культурного бренда «деревенская проза» в российском медиаполе.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Горизонт семьи. О некоторых константах традиционного русского сознания // Новый мир. — 2000. — № 2. — С. 170–175.

2. Архипова О.В. Цифровые тренды культуры: Опыт трансформации культурных практик // Петербургский экономический журнал. — 2018. — № 1. — C. 70–76.

3. Беляева М.А., Ладыгина Т.А. Новые музейные коммуникации: цифровая перезагрузка // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2018. — Т. 9, № 4. — С. 9–18.

4. Бердяев Н.А. Философия неравенства / Сост. и отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2012. — 624 с.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Отв. ред. О.А. Платонов. — 2-е изд. — М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. — 816 c.

6. Егорычев А.М., Ткаченко А.В. Русская культура: традиционные смыслы и ценности, лежащие в основе развития современной России // ЦИТИСЭ. — 2017. — № 4 (13). — С. 11–17.

7. Исследование отечественных и зарубежных социальных сетей. Аналитический центр АКАР, АРИР, РАМУ при поддержке РОЦИТ. Москва. Май 2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://rocit.ru/wp-content/uploads/2024/06/devdev.pdf (дата обращения: 02.06.2025).

8. Культура как движущая сила развития современного общества / А.Д. Евменов, Г.В. Алексеев, Е.А. Байков [и др.]; под общ. ред. А.Д. Евменова. — СПб.: СПбГИКиТ, 2019. — 206 с.

9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб.: Азбука, 2021. — 828 с.

10. Макарова М.Н. Репрезентация «традиционных ценностей» в российском политико-публичном поле (на примере дискурс-анализа семейных ценностей) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2021. — № 3. — С. 96–109.

11. Массмедиа и ценностные отношения общества: коллективная монография / Под ред. Г.В. Лазутиной. — М., 2013. — 316 c.

12. Миронов А.С. О традиционных духовно-нравственных ценностях // Культурологический журнал. — 2021. — № 2 (44).

13. Мордаев П. Mediascope. Отчет «Медиапространство-2025» от 18.04.2025 [Электронный ресурс]. — URL: https://mediascope.net (дата обращения: 19.05.2025).

14. Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822 (дата обращения: 02.06.2025).

15. Полякова М.А. Культурное наследие: современные проблемы изучения и сохранения // Наследие и современность. — 2022. — Т. 5, № 2. — С. 135–143.

16. Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2025 № 450-р «Об утверждении новой программы по продвижению российской продукции за рубежом под национальным брендом “Сделано в России”» [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/DoFysEAg71uTNn9AOkE0XOMJQ4ZpXogY.pdf (дата обращения: 09.06.2025).

17. Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-inostryannykh-agentov (дата обращения: 02.06.2025).

18. Российская книжная палата. Статистические показатели 2022–2024 гг. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rsl.ru/ru/rkp/gos-bbu/statistika-pechati-1i-spravochnaya-rabota (дата обращения: 15.05.2025).

19. Свитич Л.Г. Методология и результаты исследования ценностных дихотомий в русскоязычном семантическом медиаполе (по базам программы «Интегрум») // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2024. — Т. 1, № 1 (43). — С. 116–133.

20. Сиволап Т.Е. К вопросу сохранения культурного наследия в России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2012. — № 1 (9). — С. 80–89.

21. Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы / Под ред. О.В. Третьяковой. — Архангельск, 2014.

22. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. Серия: Филологи мира. — М.: Прогресс, 1995.

23. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем. Сборник архивных материалов и статей. — М., 2009. — 205 c.

24. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (дата обращения: 18.05.2025).

25. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28858/page/2 (дата обращения: 20.05.2025).

26. Чёрный В. Brandanalytics. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2024. 14.11.2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://brandanalytics.ru (дата обращения: 19.05.2025).

27. Электронная база СМИ «Интегрум» [Электронный ресурс]. — URL: https://integrum.ru/dostup-smi (дата обращения: 09.04.2025).

1. Averintsev S.S. The Horizon of the Family. On Some Constants of Traditional Russian Consciousness // Novy Mir. — 2000. — No. 2. — P. 170–175.

2. Arkhipova O.V. Digital Trends of Culture: Experience of Transforming Cultural Practices // Petersburg Economic Journal. — 2018. — No. 1. — P. 70–76.

3. Belyaeva M.A., Ladygina T.A. New Museum Communications: Digital Reboot // The World of Science. Sociology, Philology, Cultural Studies. — 2018. — Vol. 9. — No. 4. — P. 9–18.

4. Berdyaev N.A. Philosophy of Inequality / Compiler and editor O.A. Platonov. — Moscow: Institute of Russian Civilization, 2012. — 624 p.

5. Danilevsky N.Ya. Russia and Europe / Ed. O.A. Platonov. — 2nd ed. — M.: Institute of Russian Civilization, Blagoslovenie, 2011. — 816 p.

6. Egorychev A.M., Tkachenko A.V. Russian Culture: Traditional Meanings and Values Underlying the Development of Modern Russia // CITISE. — 2017. — No. 4 (13). — P. 11–17.

7. A Study of Domestic and Foreign Social Networks. Analytical Center of ACAR, ARIR, RAMU with the support of ROCIT. Moscow. May 2024. [Electronic resource.] URL: https://rocit. ru/wp-content/uploads/2024/06/devdev.pdf (Accessed 02.06.2025).

8. Culture as a Driving Force for the Development of Modern Society / Evmenov A.D., Alekseev G.V., Baikov E.A. [et al.]; edited by Evmenov A.D. — Saint Petersburg: SPbGIKiT, 2019. — 206 p.

9. Lotman Yu.M. Conversations about Russian culture. — Saint Petersburg: Azbuka, 2021. — 828 p.

10. Makarova M.N. Representation of “traditional values” in the Russian political and public field (based on the discourse analysis of family values) // Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Social and Economic Sciences. — 2021. — No. 3. — Р. 96–109.

11. Mass media and value relations of society. Collective monograph / Ed. by G.V. Lazutina. — M., 2013. — 316 p.

12. Mironov A.S. On Traditional Spiritual and Moral Values // Cultural Studies Journal. — 2021. — No. 2 (44).

13. Mordaev P. Mediascope. Report “Media Space 2025” dated 18.04.2025. [Electronic resource.] URL: https://mediascope.net (Accessed 19.05.2025).

14. List of public and religious associations, other organizations in respect of which a court decision on liquidation or prohibition of activities has entered into legal force on the grounds stipulated by Federal Law of 25.07.2002 No. 114-FZ “On Counteracting Extremist Activity”. Ministry of Justice of the Russian Federation. [Electronic resource.] URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822 (Accessed 02.06.2025).

15. Polyakova M.A. Cultural Heritage: Current Problems of Study and Preservation // Heritage and Modernity. — 2022. — Vol. 5. — No. 2. — P. 135–143.

16. Order of the Government of the Russian Federation of 26.02.2025 No. 450-r “On approval of a new program for the promotion of Russian products abroad under the national brand “Made in Russia”. [Electronic resource.] URL: http://static.government.ru/media/files/ DoFysEAg71uTNn9AOkE0XOMJQ4ZpXogY.pdf (Accessed 09.06.2025).

17. Register of Foreign Mass Media Performing the Functions of Foreign Agents. Ministry of Justice of the Russian Federation. [Electronic resource.] URL: https://minjust.gov.ru/ru/ pages/reestr-inostryannykh-agentov (Accessed on June 2, 2025).

18. Russian Book Chamber. Statistical Indicators for 2022–2024. [Electronic resource.] URL: https://www.rsl.ru/ru/rkp/gos-bbu/statistika-pechati-1i-spravochnaya-rabota (Accessed on May 15, 2025).

19. Svitich L.G. Methodology and Results of the Study of Value Dichotomies in the Russian-Language Semantic Media Field (based on the Integrum Program Databases) // Bulletin of the Volga University named after V.N. Tatishchev. — 2024. — V. 1. — No. 1 (43). — P. 116–133.

20. Sivolap T.E. On the Issue of Preserving Cultural Heritage in Russia // The Science of Man: Humanitarian Research. — 2012. — No. 1 (9). — P. 80–89.

21. The Social Mission of Journalism: Realities and Forecasts / Ed. by O.V. Tretyakova. — Arkhangelsk, 2014.

22. Trubetskoy N.S. History. Culture. Language. Series: Philologists of the World. — Moscow: Progress, 1995.

23. Florensky P.A. Proposed State Structure in the Future. Collection of Archival Materials and Articles. — Moscow, 2009. — 205 p.

24. Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 No. 809 “On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values”. [Electronic resource.] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (Accessed on 18.05.2025).

25. Federal Law of 9 February 2009 No. 8-FZ “On Ensuring Access to Information on the Activities of State Bodies and Local Self-Government Bodies”. [Electronic resource.] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28858/page/2 (Accessed on 20.05.2025).

26. Cherny V. Brandanalytics. Social Media in Russia: Figures and Trends, Fall 2024. November 14, 2024. [Electronic resource.] URL: https://brandanalytics.ru (Accessed May 19, 2025).

27. Integrum Electronic Media Database. [Electronic resource.] URL: https://integrum.ru/ dostup-smi (Accessed 09.04.2025).

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 23-18-00408, https://rscf.ru/en/project/23-18-00408/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.

Статья поступила 29.09.2025.

Статья одобрена к публикации 06.10.2025.

Процессы медиатизации и цифровизации культуры, ускорившиеся по объективным причинам в период пандемии, обусловили активизацию деятельности российских культурных учреждений в интернет-пространстве. Изменения, внесенные в действующее законодательство, и новые нормативно-правовые акты способствовали появлению и (или) расширению присутствия во Всемирной сети Интернет культурных центров, музеев, библиотек, выставочных залов. Вместе с тем, согласно действующей редакции Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», культурные учреждения «с учетом особенностей сферы их деятельности по согласованию с государственными органами и органами местного самоуправления, в ведении которых такие организации находятся, могут не создавать официальные страницы для размещения информации о своей деятельности в сети Интернет» [25]. Несмотря на то что самые популярные российские социальные сети существуют с 2006 г., часть государственных и муниципальных культурных учреждений по-прежнему в них не работают, а часть — начали регистрировать свои страницы в социальных сетях только с 2022 г.

По данным исследовательских компаний, аудитория российских социальных сетей продолжает динамично расти: 84% населения России пользуются Интернетом ежедневно в среднем ~4,5 часа, 23–30% от этого времени (доля варьируется в разных возрастных категориях) пользователи проводят в социальных сетях [13]. К октябрю 2024 г. по сравнению с предыдущим годом объем ежемесячного контента социальных сетей вырос на 16,8%, а доля активных авторов (пользователей, пишущих посты не менее одного раза в месяц) — на 16% [26]. В 2022 г., после массовых призывов к насилию в отношении русских граждан в зарубежных социальных сетях Facebook и Instagram, владеющий этими сетями американский холдинг Meta Platforms Inc. был признан в России экстремистской организацией [14]. Это решение также способствовало росту интереса пользователей, частных лиц и организаций, к платформам российских социальных сетей [7].

Для Цитирования:
Богатырева Людмила Викторовна, Хлопаева Наталья Анатольевна, Культурный бренд русской деревенской прозы в социальных сетях: репрезентация и проблемы продвижения*. Вопросы культурологии. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: