По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43.01 DOI:10.33920/nik-01-2512-03

Между визуальным и нарративным: фантастический жанр как лаборатория вариантов отношений между «языком» и «речью»*

Хренов Николай Андреевич АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А, E-mail: nihrenov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6890-7894

В статье на примере фильмов российского режиссера А. Тарковского «Солярис» и «Сталкер» рассматривается вопрос: как, не жертвуя смыслом, возникающим в сознании художника, возможно создать художественное произведение, способное вызвать интерес у широкой аудитории? Этот вопрос достиг особой остроты в контексте дискуссии вокруг авторского кино и автора в искусстве, высокий статус которого во второй половине прошлого столетия начал колебаться. Автор статьи обращается к лингвистической методологии, ставшей следствием лингвистического поворота в гуманитарных науках в начале ХХ в., и использует понятия «язык» и «речь». Если «язык» — средство достижения оптимальной коммуникации, учитывающее интересы как говорящего, так и воспринимающего, то «речь» — выражение глубоко индивидуализированного процесса, продолжающего существовать в том числе и за пределами языка. Эта проблематика обозначилась в кино с появлением авторского фильма. Фильмы Тарковского, для которых «речь» стала доминантой, спровоцировали трудности со стороны массовой аудитории. Однако обращение режиссера к жанру фантастики объясняется его стремлением воспользоваться не только «речью», но и «языком». Фантастический жанр, как и любой другой жанр, — слагаемое «языка», а не «речи». Но, прибегая к жанру, Тарковский не избегает трудностей: при реализации авторского замысла возникает конфликт между визуальным и нарративным началами. Эта проблематика раскрывается в статье с помощью сопоставительного анализа фильмов Тарковского и фильма американского режиссера Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея», в котором визуальное начало вытесняет литературный нарратив. Тарковский реализует альтернативный вариант отношений между визуальным и нарративным: у него нарративное начало не уступает визуальному. Сопоставительный анализ позволяет говорить не только о разных вариантах отношений между «языком» и «речью», но и о разных типах ментальности.

Литература:

1. Александер-Гаррет Л. Андрей Тарковский: собиратель снов. — М.: АСТ; Астрель, 2009. — 509 с.

2. Громова А. Бесплодный спор с романом... // Литературная газета. — 07.03.1973. — № 10. — С. 8.

3. Зенкин С.Н. Эффект фантастики в кино // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей / Сост. и науч. ред. Н. Самутиной. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 50–65.

4. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М.: Гардарика. 1998. — 784 с.

5. Кинофантастика: вчера, сегодня, завтра // Советский экран. — 1967. — № 8. — С. 9.

6. Косинова М., Фомин В. «Музыка Баха звучит как-то не по-советски...» // История создания фильмов Андрея Тарковского, снятых в СССР. — М.: Канон; РООИ «Реабилитация», 2016. — 528 с.

7. Кузнецов М. Виртуальная реальность — техногенный артефакт или сетевой феномен? // Виртуалистика: Экзистенциональные и эпистемологические аспекты. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — С. 62–90.

8. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. — СПб.: Питер, 2021. — 544 с.

9. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. — В 2-х т. Т. 1. — М.: Радуга, 1992. — 671 с.

10. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1990. — 829 с.

11. Русский космизм. Антология философской мысли. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с.

12. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. За миллиард лет до конца света. Повести. — М.: Советский писатель, 1985. — 416 с.

13. Тарковский А. Мартиролог. Дневники 1970–1986. — Флоренция: Международный институт им. Андрея Тарковского, Italy Tibergraph, 2008. — 622 с.

14. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. — М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1997. — 144 с.

15. Туровская М. Нет, в согласии с замыслом фильма... // Литературная газета. — 07.03.1973. — № 10. — С. 8.

16. Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей / Сост. и науч. ред. Н. Самутиной. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 408 с.

17. Федоров Н.Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982. — 711 с.

18. Фильм Андрея Тарковского «Солярис». Материалы и документы / Сост. и авт. вступ. ст. Д.А. Салынский. — М.: Астрея, 2012. — 416 с.

19. Фрейденберг О. Миф и литература древности. — М.: 1978. — 800 с.

20. Ханютин Ю. НТР, человек, кинематограф // Искусство кино. — 1975. — № 4. — С. 85–101.

21. Хренов Н.А. Искусство рубежа ХХ–ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как Вызов. Часть 1 // Pan — Art. — 2024. — Т. 4. — Вып. 3.

22. Хренов Н.А. Позднесоветский кинематограф: становление образа времени как признака трансформирующейся поэтики // Смена вех: отечественное кино середины 1980-х — 1990-х. — М.: Канон; РООИ «Реабилитация», 2022. — С. 11–48.

23. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. — М.: Наука, 1993. — 192 с.

1. Alexander-Garrett L. Andrei Tarkovsky: The Collector of Dreams. Moscow: AST; Astrel, 2009. 509 p.

2. Gromova A. A Futile Argument with the Novel... // Literary Gazette, March 7, 1973. No. 10. P. 8.

3. Zenkin S.N. The Effect of Fantasy in Cinema // Fantasy Cinema. Episode One: A Collection of Articles. Compiled and edited by N. Samutina. Moscow: New Literary Review, 2006. Р. 50–65.

4. Kassirer E. Selected Works. An Essay on Man. Moscow: Gardarika, 1998. 784 p.

5. Science Fiction Cinema: Yesterday, Today, Tomorrow // Sovetsky ekran, 1967. — No. 8. — P. 9.

6. Kosinova M., Fomin V. “Bach's music sounds somehow not Soviet...” // History of the creation of Andrei Tarkovsky's films, shot in the USSR. — Moscow: Kanon; ROOI “Rehabilitation”, 2016. — 528 p.

7. Kuznetsov M. Virtual reality — a technogenic artifact or a network phenomenon? // Virtualistics: Existential and epistemological aspects. — Moscow: Progress-Tradition, 2004. — P. 62–90.

8. Campbell J. The Hero with a Thousand Faces. — St. Petersburg: Piter, 2021. — 544 p.

9. Lerner M. The development of civilization in America. — In 2 volumes, v. 1. — Moscow: Raduga, 1992. — 671 p.

10. Nietzsche, F. Works in 2 volumes, v. 1. — Moscow: Mysl Publishing House, 1990. — 829 p.

11. Russian Cosmism. An Anthology of Philosophical Thought. — Moscow: PedagogyPress, 1993. — 368 p.

12. Strugatsky A.N., Strugatsky B.N. A Billion Years Before the End of the World. Stories. — Moscow: Sovetsky Pisatel, 1985. — 416 p.

13. Tarkovsky A. Martyrology. Diaries 1970–1986. — Florence: Andrei Tarkovsky International Institute, Italy Tibergraph, 2008. — 622 p.

14. Todorov Ts. Introduction to Science Fiction Literature. Moscow: House of Intellectual Books; Russian Phenomenological Society, 1997. 144 p.

15. Turovskaya M. No, in Accordance with the Film's Concept... // Literary Gazette. March 7, 1973. No. 10. P. 8.

16. Science Fiction Cinema. Episode One: A Collection of Articles. Compiled and Edited by N. Samutina. Moscow: New Literary Review, 2006. 408 p.

17. Fedorov N.F. Works. Moscow: Mysl', 1982. 711 p.

18. Andrei Tarkovsky's Film “Solaris”. Materials and Documents. Compiled and Author of the Introductory Article D.A. Salynsky. — M.: Astrea, 2012. — 416 p.

19. Freidenberg O. Myth and Literature of Antiquity. — M., 1978. — 800 p.

20. Khanyutin Yu. Scientific and technological revolution, man, cinematography // Art of cinema, 1975. — No. 4. — P. 85–101.

21. Khrenov N.A. Art of the turn of the 20–21st centuries in the context of repeating eras: new sensitivity in the artistic sphere as a challenge. Part 1 // Pan — Art, 2024. Volume 4. Issue 3.

22. Khrenov N.A. Late Soviet cinema: the formation of the image of time as a sign of transforming poetics // Change of milestones: domestic cinema of the mid-1980s — 1990s. — M.: Kanon; ROOI “Rehabilitation”, 2022. — P. 11–48.

23. Jung K.G. One modern myth. About things observed in the sky. — Moscow: Nauka, 1993. — 192 p.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01588, https://rscf.ru/project/24-28-01588/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 24-28-01588, https://rscf.ru/project/24-28-01588/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.

** Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2025. — № 11.

Статья поступила 05.09.2025.

Статья одобрена к публикации 15.09.2025.

Для понимания символических форм выражения в фантастике необходимо учитывать аспект реабилитации в современном кинематографическом мышлении архаических пластов, от которых освобождалось утверждаемое наукой и философией Нового времени знаковое мышление. Зенкин пишет: «Современная кинофантастика представляет собой регрессивное явление современной культуры — примерно в том самом смысле, в каком о “регрессии” говорят в психоанализе, только здесь имеет место отступление не на онтогенетической, а на филогенетической оси, возврат к архаическим, дочеловеческим и даже досексуальным биологическим процессам и структурам, проявляющимся в рамках новейшего, высокотехнологичного зрелища. Архаизирующая природа кино известна давно; очередным доказательством тому служит фантастическое кино, которое благодаря особой «аттракционной природе смыкается с ранними стадиями собственного “филогенеза”, когда синематограф еще воспринимался не как искусство, а как обычная забава» [3, с. 53]. Мысль о регрессе, употребляемом здесь в позитивном смысле, как представляется, очень бы понравилась Эйзенштейну, который вслед за Л. Выготским также приходил к выводу, что регресс к ранним формам сознания в процессе творчества и восприятия демонстрирует, как выражается Зенкин, «досемиотические процессы сознания, типологически предшествующего знаковым процессам» [3, с. 64].

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Между визуальным и нарративным: фантастический жанр как лаборатория вариантов отношений между «языком» и «речью»*. Вопросы культурологии. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: