* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01588, https://rscf.ru/project/24-28-01588/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 24-28-01588, https://rscf.ru/project/24-28-01588/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.
** Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2025. — № 11.
Статья поступила 05.09.2025.
Статья одобрена к публикации 15.09.2025.
Для понимания символических форм выражения в фантастике необходимо учитывать аспект реабилитации в современном кинематографическом мышлении архаических пластов, от которых освобождалось утверждаемое наукой и философией Нового времени знаковое мышление. Зенкин пишет: «Современная кинофантастика представляет собой регрессивное явление современной культуры — примерно в том самом смысле, в каком о “регрессии” говорят в психоанализе, только здесь имеет место отступление не на онтогенетической, а на филогенетической оси, возврат к архаическим, дочеловеческим и даже досексуальным биологическим процессам и структурам, проявляющимся в рамках новейшего, высокотехнологичного зрелища. Архаизирующая природа кино известна давно; очередным доказательством тому служит фантастическое кино, которое благодаря особой «аттракционной природе смыкается с ранними стадиями собственного “филогенеза”, когда синематограф еще воспринимался не как искусство, а как обычная забава» [3, с. 53]. Мысль о регрессе, употребляемом здесь в позитивном смысле, как представляется, очень бы понравилась Эйзенштейну, который вслед за Л. Выготским также приходил к выводу, что регресс к ранним формам сознания в процессе творчества и восприятия демонстрирует, как выражается Зенкин, «досемиотические процессы сознания, типологически предшествующего знаковым процессам» [3, с. 64].