По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 1(470) (091) DOI:10.33920/nik-01-2512-02

«Бессердечная культура» в русской философии и угрозы технократии*

Вакулинская Александра Ивановна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А, E-mail: sashavakulinskaya@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6751-874X

Русские философы XX столетия, по тем или иным причинам оказавшиеся в эмиграции, в качестве одной из значимых проблем своего века называли кризис духовной культуры, проявившийся в революциях и войнах, которые затронули практически все страны мира. В исследовательскую оптику русских эмигрантов непременно попадали не только вопросы, связанные с научно-техническим прогрессом и техникой как таковой, но и проблема трансформации социального уклада и человека, уровня его самосознания. Социальные прогнозы, сделанные русскими мыслителями, не отличались особым оптимизмом, однако алармизм или же глубокий пессимизм нельзя отнести к характерным чертам их философии истории и техники. В рамках данной публикации философские взгляды на научно-технический прогресс Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева, П.П. Муратова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина сопоставляются с идеями О. Шпенглера (работа которого «Закат Европы» в свое время привлекла внимание русских мыслителей), а также с прогнозами современного социального философа Б. Хана. Делается вывод о возможности актуализировать наследие русских мыслителей, творивших в условиях развития индустриального общества, для осмысления трансформаций, происходящих с обществом и индивидом в постиндустриальную эпоху. В условиях, когда все больше времени бодрствования жителя современного мегаполиса посвящено нахождению в виртуальном пространстве, куда также переносится возможность социального взаимодействия, навык саморефлексии, сохранения собственной субъектности становится ключевым. В то время как секулярные мыслители, глядя на будущее развитие человечества, лишь констатируют смерть культуры и закрепощение личности, русские религиозные философы предлагают оставшиеся возможными варианты сохранения личностной свободы как залога творческого развития.

Литература:

1. Вольная академия духовной культуры // София. — 1923. — С. 135–136.

2. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста // Освальд Шпенглер и Закат Европы. — М.: Берег, 1922. — С. 55–72.

3. Бердяев Н.А. Человек и машина // Путь. — 1933. — № 38. — С. 3–37.

4. Будущее человечества // Возрождение. — 3 января 1933. — № 2772. — С. 4.

5. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. — Нью-Йорк, 1982. — 350 с.

6. В Дубае предложили установить 4-дневную рабочую неделю для госслужащих // РБК. — 08.08.2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/66b46 37a9a794746350fafd0?ysclid=mfvkxt7i3z285092597 (дата обращения: 01.09.2025).

7. В Токио введут четырехдневную рабочую неделю для повышения рождаемости // РБК Life. — 09.12.2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/life/news/6756c 1489a7947721916708e?ysclid=mfvkz3ee3a183959269 (дата обращения: 01.09.2025).

8. Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч. Т. 3. — М.: Русская книга, 2001. — С. 381–560.

9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. — М., 1970. — Т. 45. — 730 с.

10. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891). — М.: Республика, 1996. — 798 c.

11. Лосский Н.О. Техническая культура и христианский идеал // Путь. — 1928. — № 9. — С. 3–13.

12. Муратов П. Технократия // Возрождение. — Париж, 11 января 1933 (a). — № 2780. — С. 2.

13. Муратов П. Технократия // Возрождение. — Париж, 12 января 1933 (b). — № 2781. — С. 2.

14. Опасности науки и техники // Возрождение. — Париж, 2 сентября 1932. — № 2649. — С. 4.

15. Хан Б. Инфократия. — М.: АСТ, 2025. — 160 с.

16. Человек и машина // Возрождение. — Париж, 30 декабря 1932. — № 2768 — С. 3.

17. Шпенглер О. Человек и техника // Логика культуры. Антология / Отв. ред.-сост. С.Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 2009. — С. 478–516.

18. Albania appoints AI bot as minister to tackle corruption // Reuters. — 11.09.2025 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.reuters.com/technology/albania-appoints-ai-bot-minister-tackle-corruption-2025-09-11/ (дата обращения: 01.09.2025).

19. Nineteen killed in Nepal in 'Gen Z' protest over social media ban, corruption // Reuters. — 09.09.2025 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.reuters.com/ business/media-telecom/nineteen-killed-nepal-gen-z-protest-over-social-media-ban-corruption-2025-09-08/ (дата обращения: 01.09.2025).

1. Vol'naya akademiya duhovnoj kul'tury [Free Academy of Spiritual Culture]. In Sofiya. Berlin, no. 1, 1923, pp. 135–136. (In Russian)

2. Berdyaev N.A. Predsmertnye mysli Fausta [Faust's Dying thoughts] // Osval'd Shpengler i Zakat Evropy [Oswald Spengler and the Decline of Europe]. Moscow: Bereg, 1922, pp. 55–72. (In Russian)

3. Berdyaev N.A. Chelovek i mashina [Man and machine]. In Put'. Paris, 1933, no. 38, pp. 3–37. (In Russian)

4. Budushchee chelovechestva [The future of humanity]. In Vozrozhdenie. 3 Jan. 1933, no. 2772, р. 4. (In Russian)

5. Vysheslavcev B.P. Krizis industrial'noj kul'tury [The crisis of industrial culture]. New-York, 1982. — 350 p. (In Russian)

6. V Dubae predlozhili ustanovit' 4-dnevnuyu rabochuyu nedelyu dlya gossluzhashchih [Dubai has proposed a 4-day workweek for government employees]. In RBK, 8 Aug. 2024 // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/66b4637a9a794746350fafd0?ysclid=mfvkxt 7i3z285092597. (In Russian)

7. V Tokio vvedut chetyrekhdnevnuyu rabochuyu nedelyu dlya povysheniya rozhdaemosti [Tokyo will introduce a four-day workweek to increase the birth rate]. In RBK Life, 9 Dec. 2024 // URL: https://www.rbc.ru/life/news/6756c1489a7947721916708e?ysclid=mfvkz3ee 3a183959269. (In Russian)

8. Il'in I.A. Put' k ochevidnosti [The path to evidence]. Sobranie sochineniy [In Collected Works]. Vol. 3. Moscow: Russkaya kniga, 2001, pp. 381–560. (In Russian)

9. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy [Full collected works]. Vol 45. Moscow, 1970. 730 p. (In Russian)

10. Leont'ev K.N. Vostok, Rossiya i Slavyanstvo: Filosofskaya i politicheskaya publitsistika. Dukhovnaya proza (1872–1891) [The East, Russia and the Slavs: Philosophical and Political Journalism. Spiritual prose (1872–1891)]. Moscow: Respublika, 1996. 798 p. (In Russian)

11. Losskii N.O. Tekhnicheskaya kul'tura i khristianskii ideal [Technical culture and the Christian ideal]. In Put’, Paris, 1928, no. 9, pp. 3–13. (In Russian)

12. Muratov P. Tekhnokratiya [Technocracy]. In Vozrozhdenie, Paris, 11 Jan. 1933 (a), no. 2780, p. 2. (In Russian)

13. Muratov P. Tekhnokratiya [Technocracy]. In Vozrozhdenie, Paris, 12 Jan. 1933 (b), no. 2781, p. 2. (In Russian)

14. Opasnosti nauki i tekhniki [The dangers of science and technology]. In Vozrozhdenie, Paris, 2 Sem. 1932, no. 2649, p. 4. (In Russian)

15. Khan B. Infokratiya [Infocracy]. Moscow: AST, 2025. 160 p. (In Russian)

16. Chelovek i mashina [Man and machine]. In Vozrozhdenie, Paris, 30 Dec. 1932, no. 2768, p. 3. (In Russian)

17. Shpengler O. Chelovek i tekhnika [Man and machine] // Logika kul'tury. Antologiya [The logic of culture. The Anthology] / Ed. by. S.Ya. Levit. — St. Peterburg: Universitetskaya kniga, 2009, pp. 478–516. (In Russian)

18. Albania appoints AI bot as minister to tackle corruption // Reuters (11.09.2025) / URL: https://www.reuters.com/technology/albania-appoints-ai-bot-minister-tacklecorruption-2025-09-11/.

19. Nineteen killed in Nepal in 'Gen Z' protest over social media ban, corruption // Reuters (09.09.2025) / URL: https://www.reuters.com/business/media-telecom/nineteen-killed-nepal-gen-z-protest-over-social-media-ban-corruption-2025-09-08/.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-28-00927, https://rscf.ru/project/25-28-00927/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 25-28-00927, https://rscf.ru/en/project/25-28-00927/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.

Статья поступила 29.09.2025.

Статья одобрена к публикации 06.10.2025.

В бурный XX в. — век череды социальных катастроф и кризиса религии — достаточно часто вставал вопрос о добре и зле, жизни и смерти, — вставал если не для всего мира, то для какой-то его части, будь это континент, отдельная страна или категория населения. С одной стороны, на протяжении столетия велось множество разговоров о правах человека, освобождении эксплуатируемых и закрепощенных, всеобщем равенстве и братстве. С другой — усиливались экзистенциальные мотивы, в которых речь шла о том, что человек лишь легкозаменяемый винтик механизма. Это можно было бы назвать «кризисом гуманизма и социальности». Несмотря на трагедии и огромные жертвы, предпринимались (и предпринимаются) попытки по созданию новых агрессивных организаций и орудий для массовых убийств, способных нанести огромный урон противнику, равно как и внутренним врагам. Идеологическая одержимость одной части мира влияла на зарождение ее не менее одержимого антагониста, чем обеспечивала их неминуемое последующее столкновение.

В России после череды нескончаемых войн и революций проявлялось в разных формах чувство изношенности и усталости. Словно подводя итоги настроениям конца XX столетия, советский поэт, воспитанный на русской классике XIX в., В.Н. Соколов в 1988 г. писал:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Я давно уже ангел, наверно,

Для Цитирования:
Вакулинская Александра Ивановна, «Бессердечная культура» в русской философии и угрозы технократии*. Вопросы культурологии. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: