Статья исследует связь между культурными и социологическими трансформациями, произошедшими в доцифровую эпоху, и теми эквивалентами, которые наблюдаются в современном цифровом контексте. В начале статьи рассматривается концепция замены человека цифровыми технологиями. Этот процесс не является чем-то новым и имеет свои корни в истории: от письменности и книгопечатания до компьютеров и сетевых технологий создается впечатление бесконечной эволюции механизмов, заменяющих человеческий труд. Автор отмечает, что с каждой новой технологией возникает чувство потери, связанное с удалением от человеческой, «теплой» природы общения к более «холодным» формам взаимодействия. Описывая концепцию промодерна и контрмодерна в контексте цифровой эпохи, автор указывает на то, что модерн стал утверждением активного человека, познающего и трансформирующего мир, в отличие от домодернового человека, чье существование было сосредоточено на трансцендентном. Цифровая революция, следовательно, является продолжением ранее проведенных социальных и культурных изменений. Здесь также поднимаются вопросы о том, как контрмодерн через фундаменталистские и консервативные идеологии ставит под сомнение достижения модерна, например, в сфере науки и технологий. Следующий аспект исследования касается посткультурных революций, расширяющихся через Интернет. Автор постулирует, что эти изменения, освободившие индивидов от жестких культурных структур и создавшие пространство для нового уровня коммуникации и взаимодействия, представляют собой новейшую эволюцию, имеющую предшественников в мировых религиях и философии Просвещения. В этих религиозных системах прослеживаются тенденции освобождения от иерархических структур, служившие основой для уважения к каждому человеку как равному члену общества. Далее обсуждается расширение рыночной экономики как продукта логики «открытого» общества. Автор утверждает, что переход от средневековых иерархий к современным структурам ведет к признанию ценности материального труда и экономического взаимодействия. Он подчеркивает, что революция «социального материализма» находится в центре этой трансформации и отрицает предшествующие идеалы «социального идеализма», тем самым создавая предпосылки для массы как основного элемента социального взаимодействия. Также рассматриваются проблемы, связанные с новыми формами элитарности и тенденциями постгуманизма, в которых цифровая эпоха предлагает возможности для преодоления человеческих ограничений. Обращенность к технологиям, обеспечивающим улучшение человеческих характеристик, способна порождать новые формы неравенства и иерархий. В заключение статья подчеркивает, что цифровая эпоха представляет собой не просто повторение старых историй, но и возможность переосмысления отношений между человеком и технологиями, а также введение социокультурных изменений, которые продолжают эволюционировать в рамках модерна и его критики.