«Наш президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность продвижения русского языка и российской культуры за рубежом. Привлечь большее число граждан других государств к их изучению помогает работа российских университетов и специализированных центров открытого образования. Они создаются по поручению главы государства и сегодня действуют уже в 62 странах мира, включая Китай, Индию, Вьетнам, Кубу, Венесуэлу и др.», — сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Важными направлениями в научно-исследовательской работе педвузов стали разработка методических материалов для изучения русского языка, повышение квалификации педагогов — обучение иностранных преподавателей современным методикам, проведение совместных исследований.
«Научно-исследовательская работа педагогических вузов позволяет расширить присутствие русского языка в мире и популяризировать российское образование. В дружественных странах Евразии, а также во многих государствах Латинской Америки и Африки мы видим большой интерес к его изучению и создаем условия для его освоения, открывая центры образования на русском языке и обучения русскому языку, реализуя различные гуманитарные проекты, в том числе “Российский учитель за рубежом”. Уверен, что дальнейшая научно-исследовательская деятельность педвузов придаст импульс развитию русского языка за рубежом и будет способствовать укреплению партнерства и дружеских отношений между странами», — отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Научно-исследовательские работы носят прикладной характер. Среди наглядных примеров — модель продвижения русского языка в Ливанской Республике и Исламской Республике Иран, включающая программы для школ и курсы повышения квалификации, созданная научным коллективом Московского педагогического государственного университета (МПГУ). В рамках НИР были разработаны программа «Русский язык. Второй иностранный язык (7–12 классы)» для ливанских и иранских школ, программа переподготовки «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного» для слушателей, получивших высшее нефилологическое образование в России, программа повышения квалификации для преподавателей курсов русского языка как иностранного «Современные тенденции обучения русскому языку как иностранному». Кроме того, специалисты МПГУ подготовили общеразвивающую программу «Первые шаги: от звука к букве, от буквы к слову (слушатели 15+)», включающую методические рекомендации, учебные и учебно-методические материалы для проведения олимпиады по русскому языку (уровни А2 — В1).