Статья поступила 29.08.2025.
Статья одобрена к публикации 10.09.2025.
Преподобный Иосиф Волоцкий (1440–1515), один из ключевых представителей русской духовной мысли, сформулировал концепцию симфонии Церкви и государства на Руси как основы общественного порядка и духовной стабильности. Его главный труд «Просветитель» стал не только богословским, но и политико-правовым манифестом, призванным укрепить православную идентичность и осудить ересь жидовствующих. В современном российском обществе, сталкивающемся с новыми формами духовной дезориентации, псевдорелигиозными сообществами и правовым нигилизмом, идеи преподобного Иосифа Волоцкого обретают новую актуальность в XXI в.
Изучение наследия Иосифа Волоцкого и его влияния на политико-правовую мысль России ведется в нескольких направлениях: богословском, историкоправовом, историографическом и культурологическом.
Классическим источником для анализа является сам текст «Просветителя» в краткой и пространной редакциях, а также корпус антиеретических посланий. «Книга на еретиков», получившая в поздней традиции наименование «Просветитель», была впервые полностью введена в научный оборот в 1857 г. Наибольший вклад в исследование текста этого трактата внес Я.С. Лурье («Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в.»). Согласно его главному выводу, «Просветитель» является поздним источником, сообщаемые им сведения тенденциозны и недостоверны, поскольку представляют собой не полемику с действительными взглядами еретиков, а продиктованы стремлением осудить на смерть уже обличенных и осужденных противников. Схема Я.С. Лурье более полувека являлась общепринятой в историографии.
В 2008–2019 гг. А.И. Алексеев опубликовал ряд работ, в которых представил доказательства в пользу того, что именно текст «Просветителя» является первичным по отношению к посланиям Волоцкого-игумена. Его исследования доказали, что активная фаза полемической деятельности Волоцкого началась лишь после 1502 г., что позволило по-новому осмыслить его роль как сознательного идеолога и политического мыслителя, а не только реакционного публициста. Кроме того, Алексеев реконструировал политический контекст появления текстов и продемонстрировал, как Волоцкий сознательно выстраивал модель церковно-государственного взаимодействия, закладывая основы идеологии симфонии власти и духовного авторитета. Несмотря на ряд полемических возражений (работы И.Е. Дронова, А.А. Казакова, А.А. Манохина, В.Я. Петрухина, М.В. Печникова), значимых текстологических аргументов в опровержение предложенной А.И. Алексеевым текстологической и творческой истории «Просветителя» представлено не было.