* Часть первую см.: Вопросы культурологии. — 2025. — № 9. — С. 759–774.
Статья поступила 28.07.2025.
Статья одобрена к публикации 08.08.2025.
Вслед за этапным главенством постимпрессионизма авангардная живопись начала ХХ в. обратилась к разработке тенденций кубистической живописи, в определенной мере отталкивающейся от Сезанна с его триадой геометрических законов взаимопересечений цилиндра, конуса и сферы, но на определенном этапе наиболее выразительно культивированной в творчестве П. Пикассо. Как уже отмечалось, применительно к Бурлюку подобная историческая хронология неприменима: его творческий путь как живописца не был впрямую опосредован временем — в силу собственных пристрастий и увлечений Бурлюк с легкостью уходил от одной манеры письма и свободно переключался на другую. То же можно сказать и о его кубизме.
Если сам Бурлюк числил свой кубистический период за 1911–1912 гг. [5, с. 123], то ряд его картин обнаруживают элементы кубизма и в более ранний период. Такова, например, «Лошадь-молния» (1907).
Элементы неопримитивизма, широко пропагандируемые в те годы М. Ларионовым и Н. Гончаровой, у Бурлюка в «Лошади-молнии» сведены не просто к стилизации в духе народного лубка, но кубистически опрощены и уплощены. Традиционное многомерное изображение распадается и разлагается на различно сопоставимые плоскости — прямоугольники, треугольники, квадраты, фрагменты окружностей, которые пока еще не перетасовываются и не смешиваются хаотично, но колористически четко дробят лошадь и изображенный пейзаж на геометрические формы в манере Пикассо, аналитически раскладывая целое на составляющие. Как сама лошадь оказывается отторгнутой от традиции русского (или украинского, близкого по рождению Бурлюку) фольклора, так и привычный к восприятию сельскохозяйственный пейзаж утрачивает знакомые черты и фактуру. В «Лошади-молнии» уже нет ни отдельных брызг-мазков импрессионизма, ни узнаваемо различимых контуров окружающей действительности сезаннизма — теперь изображение принимает форму цветного витража с четко прочерченными границами по природе колористически разнящихся, но искус(ствен)но смыкающихся фрагментов.