По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.09 DOI:10.33920/nik-01-2510-04

Медиаобраз деревенской прозы как культурного феномена: динамика присутствия и ключевые темы в российском медиаполе*

Богатырева Людмила Викторовна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А, E-mail: bourlaka@mail.ru
Хлопаева Наталья Анатольевна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А, E-mail: hlopaeva@gmail.com

В статье приводятся результаты исследования присутствия деревенской прозы в российском медиаполе. Цели определения качественных и количественных параметров медиаобраза предполагали выполнение задач выявления динамики упоминаний писателей деревенской прозы в отечественных СМИ за последние 10 лет, определение тематических направлений, в контексте которых «деревенщики» упоминаются чаще всего, а также измерение семантического ядра массива релевантных медиапубликаций. Исследование является междисциплинарным и проведено на стыке социологии массовых коммуникаций, культурологии, лингвистики с использованием количественного, качественного, семантического анализа. В качестве эмпирической базы использованы релевантные медиатексты, опубликованные в период с 01.01.2015 по 01.01.2025. Выявлена тенденция спада интереса СМИ к писателям-«деревенщикам». К основным тематическим направлениям, в контексте которых упоминаются «деревенщики», относятся: «Литературная жизнь», «Политическая история», «Судьба русской деревни», «Памятные даты», «Духовное развитие».

Литература:

1. Белоусова Ю.В. Медийный образ как средство коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 12-1. — С. 27–31.

2. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — № 11. — С. 91–94.

3. Драчева Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2019а. — № 2. — С. 134–146.

4. Зубанова Л.Б. Контент-аналитические методы исследований СМИ: обзор подходов // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2017. — Вып. 1 (7). — С. 69–72.

5. Липманн У. Общественное мнение. — М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004.

6. Луман Н. Реальность массмедиа. — М.: Праксис, 2005.

7. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003.

8. Маклюэн М. Законы медиа / Пер. с англ. М.М. Кузнецова // История философии. — 2001. — № 8. — С. 124–162.

9. Надеждин Е.Н. Задача выявления цепочки ключевых слов и предложений при семантическом анализе текста // Научный альманах. — 2015. — № 9. — С. 773–778.

10. Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https:// minjust.gov.ru/ru/documents/7756 (дата обращения: 20.04.2025).

11. Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-inostryannykh-agentov (дата обращения: 20.04.2025).

12. Хочунская Л.В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. — 2013. — № 2. — С. 91–95.

13. Электронная база СМИ «Интегрум» [Электронный ресурс]. — URL: https:// integrum.ru/dostup-smi (дата обращения: 03.04.2025).

1. Belousova Yu.V. Media image as a means of communication // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Theoretical and Practical Issues. — 2012. — No. 12-1. — P. 27–31.

2. Galinskaya T.N. The concept of a media image and the problem of its reconstruction in modern linguistics // Bulletin of the Orenburg State University. — 2013. — No. 11. — P. 91–94.

3. Dracheva Yu.N. The concept of a media image and its description in linguistic and non-linguistic aspects // Bulletin of the Cherepovets State University. — 2019a. — No. 2. — P. 134–146.

4. Zubanova L.B. Content-analytical methods of media research: a review of approaches // Sign: the problematic field of media education. — 2017. — Issue 1 (7). — P. 69–72.

5. Lipmann U. Public opinion. — M.: Institute of the Public Opinion Foundation, 2004.

6. Luhmann N. The reality of mass media. — M.: Praxis, 2005.

7. McLuhan M. Understanding media: external extensions of man. — M.: Zhukovsky: KANON-press-C, Kuchkovo pole, 2003.

8. McLuhan M. Laws of media (Translated from English by M.M. Kuznetsova) // History of philosophy. — 2001. — No. 8. — P. 124–162.

9. Nadezhdin E.N. The problem of identifying a chain of keywords and sentences in the semantic analysis of the text // Scientific almanac. — 2015. — No. 9. — P. 773–778.

10. List of foreign and international non-governmental organizations whose activities are recognized as undesirable on the territory of the Russian Federation. Ministry of Justice of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756 (Accessed on 20.04.2025).

11. Register of foreign media outlets performing the functions of a foreign agent. Ministry of Justice of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-inostryannykh-agentov (Accessed on 20.04.2025).

12. Khochunskaya L.V. Phenomenon of media image: socio-psychological aspect // Bulletin of RUDN. Series: Literary criticism, journalism. — 2013. — No. 2. — P. 91–95.

13. Electronic database of media “Integrum” [Electronic resource]. URL: https://integrum.ru/dostup-smi (Accessed 03.04.2025).

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 23-18-00408, https://rscf.ru/en/project/23-18-00408/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.

Статья поступила 29.08.2025.

Статья одобрена к публикации 09.09.2025.

Актуальность исследования присутствия писателей деревенской прозы в медиаполе сегодня определяется значимостью процессов медиатизации и цифровизации культуры, от которых во многом зависят возможности и перспективы сохранения культурного наследия России для следующих поколений.

Писатели-«деревенщики» оказывались в фокусе внимания многих исследователей, главным образом литературоведов и искусствоведов. Вместе с тем в качестве объекта медиаисследования на материале современных медиатекстов ранее не рассматривались.

Используемые нами понятия «медиаобраз», «медиаполе», «медиатекст» относятся к терминологии информационного общества и раскрываются в работах отечественных и зарубежных исследователей. Теоретические подходы к изучению медиаполя, деятельности средств массовых коммуникаций и их инструментария основываются на работах Н. Лумана, М. Маклюэна, У. Липманна [5–8]. Принимая во внимание подходы Т.Н. Галинской, Ю.В. Белоусовой, Ю.Н. Драчевой, Л.В. Хочунской, описывающие природу медиаобраза [1–3; 12], в рамках настоящего исследования мы предлагаем рабочее определение медиаобраза как медиапортрета объекта, создаваемого медиа и формирующего представление о нем у аудитории. Медиаобраз не только содержит информацию о самом объекте, отражая совокупность его реальных и приписываемых характеристик в динамике за период различной длительности, но также транслирует замыслы, мотивы, ключевые тезисы авторов медиатекстов, маркеры принадлежности медиа к тому или иному идеологическому лагерю.

Для Цитирования:
Богатырева Людмила Викторовна, Хлопаева Наталья Анатольевна, Медиаобраз деревенской прозы как культурного феномена: динамика присутствия и ключевые темы в российском медиаполе*. Вопросы культурологии. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: