* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 23-18-00408, https://rscf.ru/en/project/23-18-00408/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.
Статья поступила 29.08.2025.
Статья одобрена к публикации 09.09.2025.
Актуальность исследования присутствия писателей деревенской прозы в медиаполе сегодня определяется значимостью процессов медиатизации и цифровизации культуры, от которых во многом зависят возможности и перспективы сохранения культурного наследия России для следующих поколений.
Писатели-«деревенщики» оказывались в фокусе внимания многих исследователей, главным образом литературоведов и искусствоведов. Вместе с тем в качестве объекта медиаисследования на материале современных медиатекстов ранее не рассматривались.
Используемые нами понятия «медиаобраз», «медиаполе», «медиатекст» относятся к терминологии информационного общества и раскрываются в работах отечественных и зарубежных исследователей. Теоретические подходы к изучению медиаполя, деятельности средств массовых коммуникаций и их инструментария основываются на работах Н. Лумана, М. Маклюэна, У. Липманна [5–8]. Принимая во внимание подходы Т.Н. Галинской, Ю.В. Белоусовой, Ю.Н. Драчевой, Л.В. Хочунской, описывающие природу медиаобраза [1–3; 12], в рамках настоящего исследования мы предлагаем рабочее определение медиаобраза как медиапортрета объекта, создаваемого медиа и формирующего представление о нем у аудитории. Медиаобраз не только содержит информацию о самом объекте, отражая совокупность его реальных и приписываемых характеристик в динамике за период различной длительности, но также транслирует замыслы, мотивы, ключевые тезисы авторов медиатекстов, маркеры принадлежности медиа к тому или иному идеологическому лагерю.