Цель статьи — показать эффективность и перспективность применения методологических идей и принципов гендерологии в процессах исследования традиционных культур. В качестве объектов исследования выбраны этнические культуры Кавказа, известные приверженностью к традициям, которые и сегодня сохраняют действенность. Особое внимание уделено гендерным отношениям в рамках исследуемых культур и их изменениям под влиянием постсоветских трансформаций. При этом выделен и описан процесс «слома» в ходе указанных трансформаций характерной для Кавказа гендерной модели «мужского доминирования», что в статье трактуется как «кавказская гендерная инверсия». Автор анализирует этот феномен в общем контексте целого круга особенностей кавказского гендерного бытия и специфики постсоветских социокультурных процессов на Кавказе. При этом все анализируемые в статье структурно-процессные особенности культур и гендерного бытия рассматриваются как с позиций этнографии (этнологии), так и через призму гендерологии, ее методов. Делается вывод, что гендерология выявляет такие особенности и грани кавказских культур, которые не были оценены этнологией в должной мере. Подчеркивается, что характер различий в интерпретациях одних и тех же феноменов культуры и гендерного бытия с позиций гендерологии и этнографии (этнологии) носит принципиальный, сущностный характер. Это, в частности, касается таких ключевых аспектов культуры, как статус мужчины и женщины в культуре; характерные для кавказских этносов особенности гендерного бытия; установленные традицией формы и нормы публичной коммуникации и публичного поведения мужчины и женщины. Утверждается, что применение идей и методов гендерологии в этнологических исследованиях обеспечивает высокий уровень релевантности в отображении реальной системности традиционных культур и сущности (природы) происходящих в них процессов, что в итоге выводит методологию познания этих культур на современный, постклассический парадигмальный уровень. Полученные результаты могут быть использованы в поисках путей сохранения «малых культур» (культур малочисленных этносов), а также в процессах разработки стратегий и механизмов поддержания культурной идентичности социумов в условиях современного изменчивого мира.