По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 374.1 DOI:10.33920/nik-01-2210-04

Концепция междисциплинарной программы повышения квалификации работников образовательных и социальных учреждений

Полоудин Виталий Александрович Научно-методический центр «Социальное шахматное образование», Россия, 103104, г. Москва, Богословский пер., д. 12, офис № 10, E-mail: polva40@mail.ru

В статье представлена концепция междисциплинарной программы повышения квалификации инструкторов по направлению социально-культурной реабилитации лиц пожилого и старческого возраста.

Литература:

Раздел 1. Основная литература

1.1. Захарчук А.Г. и др. Состояние медико-социальной помощи пожилым в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга / А.Г. Захарчук, Н.В. Пашканис, М.Л. Привалова, Т.В. Бондаренко [Текст] // Проблемы городского здравоохранения. — Вып. 7. — СПб., 2002. — С. 85–87.

1.2. Лаврентьева З.И. Педагогика социальной реабилитации: учеб. пособие. — Новосибирск: Изд-во НГПУЗ, 2003. — 155 с.

1.3. Полоудин В.А. Методология креативного шахматного образования. — М.: Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А. Алаторцева, 2013. — 137 с.

1.4. Полоудин В.А. Развитие интеллектуальных способностей. — 2-е изд., доп. — Серия: Шахматное образование. — М.: Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А. Алаторцева, 2013. — 195 с.

1.5. Полоудин В.А. Шахматное образование. — М.: Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А. Алаторцева, 2012. — 114 с.

1.6. Полоудин В.А. Шахматы. Сборник примеров, задач и упражнений. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. — 223 с.

Раздел 2. Дополнительная литература

2.1. Авербах Ю.Л., Полоудин В.А. Азбука креативного шахматного образования. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 223 с.

2.2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону, Феникс, 1983. — 173 с.

2.3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2002. — 316 с.

2.4. Блонский П.П. Память и мышление. — М., 1935. Репринт. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 479 с.

2.5. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров / Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. — М.: Педагогика, 1987. — 400 с.

2.6. Горелик С.Г. и др. Опросники и шкалы в геронтологии и гериатрии // С.Г. Горелик, А.Н. Ильницкий, К.И. Прощаев, Е.В. Павленко, О.Н. Старцева, А.Н. Кривцунов // Геронтология. — 2021. — Т. 9, № 1. — ISSN 2307-4248.

2.7. Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. — М.: ГИФМЛ, 1961. — 270 с.

2.8. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. — М.: ИП РАН, 1997. — С. 60–69.

2.9. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. — М.: Наука, ГРФМЛ, 1978. — 192 с.

2.10. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. — М.: Издательский дом «ОНИКС», 2000. — 576 с.

2.11. Перельман Я.И. Веселые задачи. — М.: АСТ Астрель, 2003. — 281 с.

2.12. Перельман Я.И. Живая математика: математические рассказы и головоломки. — М.: ГРФМЛ, 1967. — 160 с.

2.13. Роберт И.В. Психолого-педагогические условия создания и функционирования информационно-образовательного пространства. — М.: ИИО РАО, 2014. — 43 с.

2.14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. — М.: Гранд-Фаир, 2004. — Т. I. — 576 с.

Раздел 3. Интернет-ресурсы

3.1. Приказ Министерства образования РФ от 18.05.2004 № 2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации».

3.2. Сайт Департамента образования Правительства Москвы. Go to http://www. educom/ru.

3.3. Сайт Департамента труда и социальной защиты населения Правительства Москвы. Go to http://www.dszn.ru.

3.4. Сайт Министерства образования и науки РФ. Go to http://www.mon.gov.ru.

3.5. Сайт Министерства труда и социальной защиты населения РФ. Go to https:// rosmintrud.ru.

3.6. Сайт юридической информации «Консультант+». Go to http://www.consultant.ru.

3.7. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. http://standart.edu.ru.

Section 1. Basic literature

1.1. Zakharchuk A.G. et al. The state of medical and social care for the elderly in the Admiralteysky district of St. Petersburg / A.G. Zakharchuk, N.V. Pashkanis, M.L. Privalova, T.V. Bondarenko [Text] // Problems of urban healthcare. Issue 7. — St. Petersburg, 2002. — Р. 85–87.

1.2. Lavrentieva Z.I. Pedagogy of social rehabilitation: studies. stipend. — Novosibirsk: publishing house of NGPUZ, 2003. — 155 p.

1.3. Poloudin V.A. Methodology of creative chess education. — M.: Scientific and Methodological Center of Chess Education at the V.A. Alatortsev Foundation for the Development of Chess Culture, 2013. — 137 р.

1.4. Poloudin V.A. Development of intellectual abilities. Second edition, expanded. Series “Chess Education”. — M.: Scientific and Methodological Center of Chess Education at the V.A. Alatortsev Foundation for the Development of Chess Culture, 2013. — 195 р.

1.5. Poloudin V.A. Chess education. — M.: Scientific and Methodological Center of Chess Education at the V.A. Alatortsev Foundation for the Development of Chess Culture, 2012. — 114 р.

1.6. Poloudin V.A. Chess. A collection of examples, tasks and exercises. — Rostov-on-Don: Phoenix, 2019. — 223 р.

Section 2. Additional literature

2.1. Averbakh Yu.L., Poloudin V.A. The ABC of creative chess education. Rostov-on-Don: Phoenix, 2013. — 223 р.

2.2. Bogoyavlenskaya D.B. Intellectual activity as a problem of creativity. — Rostov-on-Don: Phoenix, 1983. — 173 р.

2.3. Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of creative abilities: a textbook for students of higher educational institutions. — M.: Academy, 2002. — 316 р.

2.4. Blonsky P.P. Memory and thinking. — M., 1935. Reprint. — M.: Direct-Media, 2008. — 479 р.

2.5. Vakhterov V.P. Selected pedagogical works / V.P. Vakhterov; comp.: L.N. Litvin, N.T. Britaeva. — M.: Pedagogy, 1987. — 400 р.

2.6. Gorelik S.G. et al. Questionnaires and scales in gerontology and geriatrics / S.G. Gorelik, A.N. Ilnitsky, K.I. Proschaev, E.V. Pavlenko, O.N. Startseva, A.N. Krivtsunov // Gerontology. — 2021. — Vol. 9. — No. 1. ISSN 2307-4248.

2.7. Domoryada P. Mathematical games and entertainment. — M.: GIFML, 1961. — 270 р.

2.8. Druzhinin V.N. Diagnostics of general cognitive abilities // Cognitive training: current state and prospects. — Moscow: IP RAS, 1997. — Р. 60–69.

2.9. Ignatiev E.I. In the kingdom of wit. — M.: Nauka, GRFML, 1978. — 192 р.

2.10. Kordemsky B.A. Mathematical wit. — M.: ONYX Publishing House, 2000. — 576 р.

2.11. Perelman Ya.I. Funny problems. — M.: AST Astrel, 2003. — 281 р.

2.12. Perelman Ya.I. Living mathematics: mathematical stories and puzzles. — M.: GRFML, 1967. — 160 р.

2.13. Robert I.V. Psychological and pedagogical conditions for the creation and functioning of the information and educational space. — M.: IIO RAO, 2014. — 43 p.

2.14. Ushinsky K.D. Man as a subject of education: The experience of pedagogical anthropology. — Moscow: Grand-Fair, 2004. Vol. I. — 576 р.

Section 3. Internet resources

3.1. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation “On the development of chess education in the education system of the Russian Federation” dated 18.05.2004 No. 2211.

3.2. Website of the Department of Education of the Government of Moscow. Go to http:// www.educom/ru.

3.3. Website of the Department of Labor and Social Protection of the Population of the Government of Moscow. Go to http://www.dszn.ru.

3.4. Website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Go to http://www.mon.gov.ru.

3.5. Website of the Ministry of Labor and Social Protection of the Population of the Russian Federation. Go to https://rosmintrud.ru.

3.6. Website of legal information “Consultant+”. Go to http://www.consultant.ru.

3.7. Federal State educational standard of the second generation. http://standart.edu.ru.

Статья поступила 01.08.2022.

Консультанты:

Авербах Юрий Львович , международный гроссмейстер, почетный член ФИДЕ, почетный профессор РГУФКСиТ (ГЦОЛИФК), руководитель Центра шахматной культуры ГПНТБ, автор более 40 пособий по обучению шахматной игре

Вершинин Михаил Александрович, международный мастер, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теория и методика шахмат» Волгоградской академии физической культуры и спорта. Тема докторской диссертации: «Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов» 13.00.04, 2009 г.

Неверкович Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой педагогики РГУФКСиТ (ГЦОЛИФК). Тема докторской диссертации: «Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров» 13.00.04, 19.00.07, 1988 г.

Петрова Татьяна Эдуардовна, доктор социологических наук, профессор, советник Департамента по культуре Правительства Российской Федерации. Тема докторской диссертации: «Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления» 22.00.01, 1997 г.

Пятницкий Андрей Николаевич, доктор медицинских наук, федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья». Тема докторской диссертации: «Аффективные психозы старческого возраста (клинико-динамическое и клинико-эпидемиологическое исследование)» 14.00.18, 1991 г.

Социально-гериатрическая реабилитация когнитивных способностей лиц пожилого и старческого возраста, упрочение их навыков культуры здорового образа жизни и духовных ценностей — большая творческая деятельность по выявлению и системному использованию современных достижений науки. Обобщения опыта работы по профилактике амнезии у лиц пожилого и старческого возраста при комплексном подходе на взаимопересечении педагогики, социологии, культурологии и медицины (психологии) нами обнаружено не было. Тем более не удалось найти публикации с результатами исследований в этом направлении. Имеются отдельные публикации по лечению и уходу за людьми пожилого и среднего возраста с нарушением когнитивных способностей, например [1.1]. Имеются также публикации по социальной адаптации людей такой категории, например [1.2].

Для Цитирования:
Полоудин Виталий Александрович, Концепция междисциплинарной программы повышения квалификации работников образовательных и социальных учреждений. Вопросы культурологии. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: