* Рецензия на издание: Люсый А.П. Цивилизация текстов: Текстологическая концепция русской культуры. — М.-СПб.: ЦГИ, 2022. — 328 с.
Статья поступила 08.09.2022.
Разговор об этой книге необходимо начать констатацией очевидного: она интересна не только сама по себе, но и как еще одно свидетельство верности ученого своей просветительской миссии, особо востребованной в наше рубежное время. Открытие автора, когда-то представленное научному сообществу в виде диссертационного исследования (2017), а затем как учебное пособие для тех, кто только входит в сферу культурологической разработки геопоэтического видения мира (2020), теперь расширяется и детализируется в пышным контексте монографии (2022). Трудно не увидеть в этом последовательную заботу ученого о главном — продвижении конструктивных смыслопорождающих идей в сознание читателей различных уровней подготовки.
Уже в начальном контакте с текстом монографии А.П. Люсого можно почувствовать интенсивное струение множества сквозных системных смыслов, поэтому во вдумчивом погружении в это многомыслие каждый читатель обязательно обнаружит сферы своих собственных заповедных интересов, как это произошло с автором представляемого наблюдения...
Первое впечатление от произведения А.П. Люсого — поразительная включенность автора в контекст русской литературы во всех ее столичных и региональных ипостасях, которая, вероятно, и позволяет ему, свободно связывая фрагменты разных локальных текстов в плавно текущий литературоведческий эпос, выстроить неповторимую панораму, многогранность которой как раз и дает целостное смысловое полотно. Этим редкостным даром панорамного видения неисчислимого ряда разнородных явлений можно объяснить наличие в монографии Люсого выразительного общего плана. Выявление и осознание смыслов этого плана в жизни заинтересованного читателя может стать незабываемым познавательным событием...
Нужно отметить, что автор понимает, как непросто войти в этот панорамный мир, и заботливо обеспечивает своим читателям такую возможность: он подробно и наглядно объясняет его знаковые культурные ориентиры и понятия: Север-Юг, Восток-Запад, простор и теснота, суша и море, русская культура и мировая, имперская и духовная карта России, противопоставление столиц — Москвы и Петербурга. Важнейшим ключом для вхождения в познавательное русло книги представляется авторская ремарка о сложном переплетении в ней научных дискурсов как наиболее плодотворном пути современного языка познания: «...филология стала местом размещения философской мысли и культурологии, которым для сохранения себя понадобилось покинуть собственные проблематичные территории и разместиться в ином, преимущественно литературном и литературоведческом пространстве. Концептуализация локальных текстов представляет такое пространство». Так автор настраивает читателя на вразумляющую роль сверхтекстовых смыслов региональных литератур в современном гуманитарном познании.