Статья поступила 22.09.2022.
Анализируя дискурсы современного социума, оперирующие единицей «славянский», приходится иметь дело не только с расхождением терминологического значения, зависящим прежде всего от отрасли знания, которая им оперирует, но и с возможностью отсутствия терминологичности вообще, так что речь может идти не о термине, а о различных терминоподобных конструктах с весьма широким диапазоном семантического наполнения. Именно такие конструкты и интересуют нас прежде всего в рамках данного исследования.
Очень важно отметить, что в контексте настоящего исторически важного момента социолингвистическое и лингвокультурологическое наполнение указанной лексемы, ее прагматика не только являются важным вопросом лингвистического плана, но и получают высокую значимость, возвышаясь до социальной и культурной символизации, получая аксиологическое наполнение, встраиваясь в патриотический дискурс и патриотическое мировоззрение и соответствующую систему социальных ориентаций, подобно тому как в исторической по значимости лекции В.Ф. Эрна «От Канта к Круппу» философия из академического знания стала частью важнейшего социального праксиса, связанного с сохранением человека, ценностей, государства, национального духа, формированием системы ценностных ориентаций, где особо важное место занимает патриотизм. Теснейшая связь языка с национальной идентичностью и патриотичностью мышления и действия являет себя в качестве инварианта и ни в коем случае не выступает как часть определенной лингвистической школы, пусть и представительной — как романтическая концепция, романтическая философия языка.
В качестве примера можно выделить дискурсы профессиональный, куда в первую очередь входит научный, и повседневный. Понятия тяготеют к первому, конструкты — ко второму.
Так, в этнологическом аспекте «славянский» будет обозначать принадлежность к этносам, имеющим определенное происхождение, системно-родственные связи и помещенным в процессы культуро- и этногенеза. В общекультурном аспекте этот термин будет указывать на общность проявлений разных форм культуры. Археология к понятию «славянский» отнесет культурные слои и выделенные на их основании культуры: пражско-корчакскую, пеньковскую и др. В сфере повседневного ситуация заметно иная.