Статья поступила 23.08.2022.
Ныне переживаемый этап цивилизационного развития, нареченный «VUCA-миром» (от англоязычной аббревиатуры: volatility — «нестабильность», uncertainty — «неопределенность», complexity — «сложность» и ambiguity — «неоднозначность, двусмысленность»), настолько изменчив, непредсказуем и зыбок, что ставит под вопрос исторические перспективы социального бытия, гуманизма. В этих условиях, как и было веками, опорой духа и прибежищем человека остается культура, ее смысловой и гуманистический потенциал, которые раскрываются и прочитываются по-новому с каждым поворотом времени и истории. Ныне, судя по всему, мы переживаем тот самый «непростой момент истории», который вновь актуализирует перепрочтение и переосмысление наших культур (коих в России, к счастью, много), о чем и пойдет речь в нашем дискурсе. Но начнем с небольшой ремарки в адрес той же истории.
При всей неоднозначности и противоречивости советской социально-экономической и культурно-идеологической системы именно она сыграла неоценимую по плодотворности роль в развитии российских народов и их культур в современных (нововременных) парадигмах. В обширном ряду достижений советского периода не только глубокая модернизация социально-экономического бытия этносов, включая развитие индустрии технологий, сети школ, университетов и НИИ, институций культуры (театров, филармоний, музеев, библиотек, студий искусств) в ареале каждого этноса, но и становление особой области науки, этнографии (этнологии, как ныне именуется), ориентированной на всеобъемлющее познание этноса и его самопознание. Особенно повезло здесь кавказским народам, чья этнография восходит к глубоким наблюдениям и талантливым толкованиям кавказского быта, нравов и культур А.C. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л.Н. Толстым в их гениальных творениях. Но надо отдать должное и самой кавказской этнографии — она преуспела в изучении истории этносов, реконструкции и систематизации их традиционных материальных и духовных культур [12]. В этом контексте трансформация этнографии в этнологию (берущая начало от 1990-х гг.) предстает как выход осмысления этнического бытия на новые рубежи, предполагающие опору не только на антропологию, историографию и филологию, но и на весь спектр гуманитарных наук — от социологии и политологии до психологии и педагогики. А ныне набирает обороты еще одна отрасль науки, которая адресуется этносу, — гендерология, занятая проблематикой пола, точнее, социокультурного пола (гендера), а значит, посвященная невыразимо сложному по смыслам, сути, краскам и полутонам миру отношений полов во всех мыслимых измерениях: личных, социальных, культурных, коммуникативных [6].