По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 101.1 DOI:10.33920/nik-01-2210-03

Гендерология как способ перепрочесть традиционную культуру

Тхагапсоев Хажисмель Гисович ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова», Россия, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 173, E-mail: gapsara@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-5778-5265

Цель статьи — показать эффективность и перспективность применения методологических идей и принципов гендерологии в процессах исследования традиционных культур. В качестве объектов исследования выбраны этнические культуры Кавказа, известные приверженностью к традициям, которые и сегодня сохраняют действенность. Особое внимание уделено гендерным отношениям в рамках исследуемых культур и их изменениям под влиянием постсоветских трансформаций. При этом выделен и описан процесс «слома» в ходе указанных трансформаций характерной для Кавказа гендерной модели «мужского доминирования», что в статье трактуется как «кавказская гендерная инверсия». Автор анализирует этот феномен в общем контексте целого круга особенностей кавказского гендерного бытия и специфики постсоветских социокультурных процессов на Кавказе. При этом все анализируемые в статье структурно-процессные особенности культур и гендерного бытия рассматриваются как с позиций этнографии (этнологии), так и через призму гендерологии, ее методов. Делается вывод, что гендерология выявляет такие особенности и грани кавказских культур, которые не были оценены этнологией в должной мере. Подчеркивается, что характер различий в интерпретациях одних и тех же феноменов культуры и гендерного бытия с позиций гендерологии и этнографии (этнологии) носит принципиальный, сущностный характер. Это, в частности, касается таких ключевых аспектов культуры, как статус мужчины и женщины в культуре; характерные для кавказских этносов особенности гендерного бытия; установленные традицией формы и нормы публичной коммуникации и публичного поведения мужчины и женщины. Утверждается, что применение идей и методов гендерологии в этнологических исследованиях обеспечивает высокий уровень релевантности в отображении реальной системности традиционных культур и сущности (природы) происходящих в них процессов, что в итоге выводит методологию познания этих культур на современный, постклассический парадигмальный уровень. Полученные результаты могут быть использованы в поисках путей сохранения «малых культур» (культур малочисленных этносов), а также в процессах разработки стратегий и механизмов поддержания культурной идентичности социумов в условиях современного изменчивого мира.

Литература:

1. Гендер как инструмент познания и преобразования общества: сб. статей / Под ред. О.А. Ворониной. — М.: МЦГИ-Солтэкс, 2006. — 215 с.

2. Кон И.С., Пушкарева Н.Л., Ушакин С.А., Гапова Е.И., Здравомыслова Е.А., Ярская-Смирнова Е.Р. Введение в гендерные исследования. — СПб.: Алетейя, 2001. — 708 с.

3. Абдулогатов З.М. Гендерные особенности исламского сознания на Северном Кавказе // Сб. статей «Женская активность: история и современность». — Махачкала: АЛЕФ, 2021. — С. 303–310.

4. Бгажноков Б.Х. Рыцарская этика и путь воина в культурной истории Черкесии // Вопросы кавказской филологии. — 2019. — № 12. — С. 59–65.

5. Безрукова А.А., Калашаова Д.А. Социокультурные трансформации в современной адыгской семье // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2016. — № 2. — С. 104–112.

6. Воронина О.А. Гендер как понятие // Женщина Плюс. — 2001. — № 3. — С. 65–72.

7. Жаде З.А., Шадже А.Ю., Ляушева С.М. Динамика этносоциальных процессов на современном Кавказе в зеркале экспертных оценок: на примере Республики Адыгея // Центральная Азия и Кавказ. — 2016. — Т. 19, № 3. — С. 140–148.

8. Клименко Л.П. Гендерные диспозиции в современной кавказской семье: модернизация или архаизация? // Женщина в российском обществе. — 2013. — № 1. — С. 20–31.

9. Мутаев У.К. Социальное пространство дагестанской женщины // Женщина в российском обществе. — 2013. — № 1. — С. 31–34.

10. Сабанчиева Л.Х. Семья и семейная обрядность. — Нальчик: КБИГИ, 2015. — 189 с.

11. Тойнби А. Постижение истории. — М.: Академический проект, 2021. — 800 с.

12. Тхагапсоев Х.Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития. — СПб.: Астерион, 2008. — 222 с.

13. Тхагапсоев Х.Г., Шадже А.Ю., Ильинова Н.А., Куква Е.С., Тауканова З.Ч. Детерминация гендера этническим фактором: кавказский дискурс. — М.: Спутник+, 2019. — 134 с.

14. Тхагапосев Х.Г. К российским превращениям либерализма // Вопросы философии. — 2004. — С. 155–163.

1. Gender as a tool for cognition and transformation of society (Collection of articles edited by Voronina OA). — M.: MCGI-Soltex, 2006. — 215 p.

2. Kon I.S., Pushkareva N.L., Ushakin S.A., Gapova E.I., Zdravomyslova E.A., Yarskaya-Smirnova E.R. Introduction to Gender Studies. — St. Petersburg: Aleteyya, 2001. — 708 p.

3. Abdulogatov Z.M. Gender Features of Islamic Consciousness in the North Caucasus // Sat. articles “Women's activity: history and modernity”. — Makhachkala: ALEF publishing house, 2021. — P. 303–310.

4. Bgazhnokov B.Kh. Knightly Ethics and the Way of the Warrior in the Cultural History of Circassia // Issues of Caucasian Philology. — 2019. — No. 12. — Р. 59–65.

5. Bezrukova A.A., Kalashova D.A. Sociocultural transformations in the modern Adyghe family // Bulletin of the Maikop State Technological University. — 2016. — No. 2. — P. 104–112.

6. Voronina O.A. Gender as a concept // Woman Plus. — 2001. — No. 3. — Р. 65–72.

7. Zhade Z.A., Shadzhe A.Yu., Lyausheva S.M. Dynamics of ethnosocial processes in the modern Caucasus in the mirror of expert assessments: on the example of the Republic of Adygea // Central Asia and the Caucasus. — 2016. — T. 19, No. 3. — Р. 140–148.

8. Klimenko L.P. Gender dispositions in the modern Caucasian family: modernization or archaization? // Woman in Russian society. — 2013. — No. 1. — Р. 20–31.

9. Mutaev U.K. Social space of the Dagestan woman // Woman in Russian society. — 2013. — No. 1. — Р. 31–34.

10. Sabanchieva L.Kh. Family and family rituals. — Nalchik: KBIGI, 2015. — 189 p.

11. Toynbee A. Comprehension of history. — M.: Academic Project, 2021. — 800 p.

12. Tkhagapsoev Kh.G. Caucasian culture: features of the genesis and development trends. — St. Petersburg: Asterion, 2008. — 222 p.

13. Tkhagapsoev Kh.G., Shadzhe A.Yu., Ilinova N.A., Kukva E.S., Taukanova Z.Ch. Determination of gender by the ethnic factor: Caucasian discourse. — M.: Sputnik+ Publishing House, 2019. — 134 p.

14. Thagaposev Kh.G. Towards Russian Transformations of Liberalism // Questions of Philosophy. — 2004. — Р. 155–163.

Статья поступила 23.08.2022.

Ныне переживаемый этап цивилизационного развития, нареченный «VUCA-миром» (от англоязычной аббревиатуры: volatility — «нестабильность», uncertainty — «неопределенность», complexity — «сложность» и ambiguity — «неоднозначность, двусмысленность»), настолько изменчив, непредсказуем и зыбок, что ставит под вопрос исторические перспективы социального бытия, гуманизма. В этих условиях, как и было веками, опорой духа и прибежищем человека остается культура, ее смысловой и гуманистический потенциал, которые раскрываются и прочитываются по-новому с каждым поворотом времени и истории. Ныне, судя по всему, мы переживаем тот самый «непростой момент истории», который вновь актуализирует перепрочтение и переосмысление наших культур (коих в России, к счастью, много), о чем и пойдет речь в нашем дискурсе. Но начнем с небольшой ремарки в адрес той же истории.

При всей неоднозначности и противоречивости советской социально-экономической и культурно-идеологической системы именно она сыграла неоценимую по плодотворности роль в развитии российских народов и их культур в современных (нововременных) парадигмах. В обширном ряду достижений советского периода не только глубокая модернизация социально-экономического бытия этносов, включая развитие индустрии технологий, сети школ, университетов и НИИ, институций культуры (театров, филармоний, музеев, библиотек, студий искусств) в ареале каждого этноса, но и становление особой области науки, этнографии (этнологии, как ныне именуется), ориентированной на всеобъемлющее познание этноса и его самопознание. Особенно повезло здесь кавказским народам, чья этнография восходит к глубоким наблюдениям и талантливым толкованиям кавказского быта, нравов и культур А.C. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л.Н. Толстым в их гениальных творениях. Но надо отдать должное и самой кавказской этнографии — она преуспела в изучении истории этносов, реконструкции и систематизации их традиционных материальных и духовных культур [12]. В этом контексте трансформация этнографии в этнологию (берущая начало от 1990-х гг.) предстает как выход осмысления этнического бытия на новые рубежи, предполагающие опору не только на антропологию, историографию и филологию, но и на весь спектр гуманитарных наук — от социологии и политологии до психологии и педагогики. А ныне набирает обороты еще одна отрасль науки, которая адресуется этносу, — гендерология, занятая проблематикой пола, точнее, социокультурного пола (гендера), а значит, посвященная невыразимо сложному по смыслам, сути, краскам и полутонам миру отношений полов во всех мыслимых измерениях: личных, социальных, культурных, коммуникативных [6].

Для Цитирования:
Тхагапсоев Хажисмель Гисович, Гендерология как способ перепрочесть традиционную культуру. Вопросы культурологии. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: