Выбор профессии человеком — это один из важнейших выборов в жизни. Проблема профессиональной ориентации является одной из актуальных для психолого-педагогических исследований. Чаще всего, с точки зрения педагогики профориентацию определяют как комплекс научно обоснованных мероприятий, которые направлены на подготовку обучающегося к выбору профессии. Обязательно учитываются как особенности личности, так и социально-экономическая ситуация на рынке труда. Основой профориентационной работы являются три компонента: просвещение, консультирование и поддержка. В условиях четвертой промышленной революции, постиндустриального информационного общества, цифровизации экономики и ускорения исторической спирали, увеличивается число современных компонентов. Ряд исследователей отмечают цифровизацию как отдельный компонент. Необходимо гармонично сочетать традиционные компоненты профориентационной работы с новыми, современными. Важно выбирать такие формы организации профориентационной работы, которые приводят к объединению ключевых акторов: школа, университет, работодатель. Локальные, разовые и бессистемные формы организации профориентационной работы необходимо исключать из работы ввиду крайне низкой эффективности при большой трудоемкости. Важным аспектом профориентации остается возможность «применить» ту или иную профессиональную роль. Сегодня в профориентации школьников актуальными являются информационно-ресурсный и диагностический подходы, а усилия по реализации мотивационного подхода представлены фрагментарно. В ранней профориентации обучающихся основное внимание уделяется профессиональному просвещению и воспитанию старшеклассников. Педагогическое содействие по выбору профессии школьниками должно носить в первую очередь практико-ориентируемый характер. При этом целью будет являться социальное обоснование основополагающего права на свободный выбор и необходимость предоставить равные возможности. В таком случае образование как система начинает выступать как необходимое средство по достижению этой цели.