По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1 DOI:10.33920/pro-01-2505-02

Компоненты профориентационной работы учителей с обучающимися к поступлению в технические вузы

Николаев Максим Анатольевич директор, МБОУ «Гимназия №20 «Гармония», ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань, manikolaev121@gmail.com

Выбор профессии человеком — это один из важнейших выборов в жизни. Проблема профессиональной ориентации является одной из актуальных для психолого-педагогических исследований. Чаще всего, с точки зрения педагогики профориентацию определяют как комплекс научно обоснованных мероприятий, которые направлены на подготовку обучающегося к выбору профессии. Обязательно учитываются как особенности личности, так и социально-экономическая ситуация на рынке труда. Основой профориентационной работы являются три компонента: просвещение, консультирование и поддержка. В условиях четвертой промышленной революции, постиндустриального информационного общества, цифровизации экономики и ускорения исторической спирали, увеличивается число современных компонентов. Ряд исследователей отмечают цифровизацию как отдельный компонент. Необходимо гармонично сочетать традиционные компоненты профориентационной работы с новыми, современными. Важно выбирать такие формы организации профориентационной работы, которые приводят к объединению ключевых акторов: школа, университет, работодатель. Локальные, разовые и бессистемные формы организации профориентационной работы необходимо исключать из работы ввиду крайне низкой эффективности при большой трудоемкости. Важным аспектом профориентации остается возможность «применить» ту или иную профессиональную роль. Сегодня в профориентации школьников актуальными являются информационно-ресурсный и диагностический подходы, а усилия по реализации мотивационного подхода представлены фрагментарно. В ранней профориентации обучающихся основное внимание уделяется профессиональному просвещению и воспитанию старшеклассников. Педагогическое содействие по выбору профессии школьниками должно носить в первую очередь практико-ориентируемый характер. При этом целью будет являться социальное обоснование основополагающего права на свободный выбор и необходимость предоставить равные возможности. В таком случае образование как система начинает выступать как необходимое средство по достижению этой цели.

Литература:

1. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — Москва: Знание, 1983. — 95 с.

2. Вершинин С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: дисс. докт. пед. наук / Вершинин С.И. — М., 1997.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников — М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 183 с.

4. Шамсутдинова И.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова // Педагогика. — №10 — 2008. — С. 62–69.

5. Толстогузов С.Н. Опыт профориентационной работы за рубежом. С.Н. Толстогузов // Образование и наука. — 2015. — №1(1). — С. 151–165.

6. Жаворонкова О.Р. Профориентация как инструмент сохранения баланса между рынками труда и образовательных услуг / О.Р. Жаворонкова, Н.Б. Буренина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. — 2021. — № 2. — С. 89–94.

7. Фирсова И.А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы Финансового университета / И.А. Фирсова // Управленческие науки в современном мире. — 2015. — Т. 2. — № 1. — С. 4–7.

8. Печерская С.Ю., Фомичев Р.С. Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся / С.Ю. Печерская, Р.С. Фомичев // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2019. — №1 (33). — С. 89–94.

9. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы / М.В. Разумова // Профессиональное образование и общество. — 2014. — № 3 (11). — С. 49–57.

10. Спирина Н.А., Маковкина С.А. Геймификация как инструмент профориентации школьников / Н.А. Спирина, С.А. Маковкина // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2020. — №12. — С. 22–27.

1. Klimov E.A. Psychological and pedagogical problems of professional consultation. — Moscow: Znanie, 1983. — 95 p.

2. Vershinin S.I. Pedagogical foundations for the formation of schoolchildren's readiness to make a decision on a professional choice: diss. Doctor of Pedagogical Sciences / Vershinin S.I. — Moscow, 1997.

3. Pryazhnikov N.S. Professional and personal self-determination / N.S. Pryazhnikov — Moscow: Institute of Practical Psychology; Voronezh: NPO "MODEK", 1996. — 183 p.

4. Shamsutdinova I.G. Psychological and pedagogical support for students' professional self-determination / I.G. Shamsutdinova, E.G. Kazarova // Pedagogy. — №10 — 2008. — P. 62–69.

5. Tolstoguzov S.N. Experience of career guidance work abroad. S.N. Tolstoguzov // Education and Science. — 2015. — №1(1). — P. 151–165.

6. Zhavoronkova O.R. Career guidance as a tool for maintaining a balance between the labor and educational services markets / O.R. Zhavoronkova, N.B. Burenina // Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. — 2021. — № 2. — P. 89–94.

7. Firsova I.A. Career guidance work in the education development system: experience of the Financial University / I.A. Firsova // Management sciences in the modern world. — 2015. — V. 2. — No. 1. — P. 4–7.

8. Pecherskaya S.Yu., Fomichev R.S. Professional tests as a factor in personal and professional self-determination of students / S. Yu. Pecherskaya, R. S. Fomichev // Professional education in Russia and abroad. — 2019. — No. 1 (33). — P. 89–94.

9. Razumova M.V. Career guidance in Russia: formation, problems, prospects / M. V. Razumova // Professional education and society. — 2014. — No. 3 (11). — P. 49–57.

10. Spirina N.A., Makovkina S.A. Gamification as a tool for career guidance of schoolchildren / N.A. Spirina, S.A. Makovkina // Alma Mater (Higher School Bulletin). — 2020. — No. 12. — P. 22–27.

Дата поступления: 17.01.2024. Дата принятия к публикации: 17.06.2024

Вопросы профессиональной ориентации в системе общего образования занимают серьёзное место не одно десятилетие. В современных реалиях проблема выбора профессии для обучающихся выпускных классов приобрела особую актуальность, так как профессиональные намерения школьников зачастую не соответствуют потребностям экономики страны. Сегодня будущие потенциальные абитуриенты, мечтая быть, «тиктокерами» и «блогерами», не принимают в расчет возросший дефицит кадров инженерных профессий, из чего складывается необходимость особое внимание уделять организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях. Исследуемый вопрос выходит за рамки сугубо педагогического формата, являясь важной социальной проблемой. Сущностью профориентации как общественной проблемы данном контексте становится необходимость преодолеть противоречие между объективной потребностью в определённых кадрах государством, обществом и субъективном, часто неадекватном действительности, стремлении обучающихся.

Более того, возрастают требования к поступающим в ВУЗы и ССУЗы, наряду со снижением знаний абитуриентов. Мониторинг ситуации в системе высшего образования в нашей стране за последние несколько лет обнаруживает дефицит набора студентов, в ряде ВУЗов количество бюджетных мест на инженерные специальности превышает количество абитуриентов.

В рамках существующего законодательства на уровне стандартов уделено особое внимание профориентации на всех ступенях обучения, включая как урочную, так и внеурочную и внеклассную работу. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ указано, что важнейшим показателем эффективности модернизации образования становится успешность профессиональной ориентации обучающихся. При этом, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на показатели личностных образовательных результатов — «портрет выпускника школьника», в котором, наряду с другими, обозначен и выбор будущей профессии. В стандарте прописаны личностные характеристики выпускника, такие как: «Формирование мотивации к труду, потребности к приобретению профессии». Стандарт диктует школе необходимость «создания условий для профессиональной ориентации учащихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность учащихся с родителями».

Для Цитирования:
Николаев Максим Анатольевич, Компоненты профориентационной работы учителей с обучающимися к поступлению в технические вузы. Управление качеством. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: