Дата поступления: 17.01.2024. Дата принятия к публикации: 17.06.2024
Вопросы профессиональной ориентации в системе общего образования занимают серьёзное место не одно десятилетие. В современных реалиях проблема выбора профессии для обучающихся выпускных классов приобрела особую актуальность, так как профессиональные намерения школьников зачастую не соответствуют потребностям экономики страны. Сегодня будущие потенциальные абитуриенты, мечтая быть, «тиктокерами» и «блогерами», не принимают в расчет возросший дефицит кадров инженерных профессий, из чего складывается необходимость особое внимание уделять организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях. Исследуемый вопрос выходит за рамки сугубо педагогического формата, являясь важной социальной проблемой. Сущностью профориентации как общественной проблемы данном контексте становится необходимость преодолеть противоречие между объективной потребностью в определённых кадрах государством, обществом и субъективном, часто неадекватном действительности, стремлении обучающихся.
Более того, возрастают требования к поступающим в ВУЗы и ССУЗы, наряду со снижением знаний абитуриентов. Мониторинг ситуации в системе высшего образования в нашей стране за последние несколько лет обнаруживает дефицит набора студентов, в ряде ВУЗов количество бюджетных мест на инженерные специальности превышает количество абитуриентов.
В рамках существующего законодательства на уровне стандартов уделено особое внимание профориентации на всех ступенях обучения, включая как урочную, так и внеурочную и внеклассную работу. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ указано, что важнейшим показателем эффективности модернизации образования становится успешность профессиональной ориентации обучающихся. При этом, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на показатели личностных образовательных результатов — «портрет выпускника школьника», в котором, наряду с другими, обозначен и выбор будущей профессии. В стандарте прописаны личностные характеристики выпускника, такие как: «Формирование мотивации к труду, потребности к приобретению профессии». Стандарт диктует школе необходимость «создания условий для профессиональной ориентации учащихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность учащихся с родителями».