В творчестве М.Ю. Лермонтова содержится немало загадок. Но все они не касались того, о чем пойдет речь ниже. С удивительной откровенностью Лермонтов ставит знак равенства между понятием «Родина» и видами родной русской природы, исключительно. При этом картины природы, русской сельской жизни противостоят в лермонтовском понимании патриотизма как положительный эквивалент отрицательному — военно-государственной мощи России («слава, купленная кровью») и ее историческому прошлому («темной старины заветные преданья»). И вообще, всем тем аргументам, которыми обычно пытаются воздействовать на рациональное начало («рассудок мой») в нашем сознании. Разум поэта, однако, оказывается закрыт для подобных доводов от патриотизма. Более того, надо понимать так, что разум трактует эти доводы в обратном смысле, то есть находит в них опору для борьбы (правда, безуспешной) со «странною любовью». Такой подход кажется парадоксальным, он намеренно эпатирует читателя. В статье предлагается авторская трактовка данного стихотворения.