Статья поступила 08.06.2025 г. Статья одобрена к публикации 15.08.2025 г.
Дискуссии о месте и роли Европейского союза (ЕС) в международных отношениях и мировой политике не прекращаются с момента его появления как политического феномена. Очевидно, что в контексте исторического развития ЕС представляет собой уникальный пример региональной интеграции, во многих своих чертах ставшей прологом более глобальных процессов становления открытых экономик и демократических обществ, ролевой моделью для иных международных акторов — государств или других интеграционных группировок. Богатый опыт преодоления разнообразных вызовов, накопленный ЕС за многие десятилетия, традиционно вызывал у исследователей повышенный интерес к нестандартным и нетривиальным решениям, к которым страны-члены союза и его наднациональные органы неоднократно прибегали в самые сложные, переломные моменты истории.
Преодоление внутренних и внешних кризисов со стороны сложноорганизованного сообщества стран с различной экономической базой, политическими системами и социокультурными особенностями, достигших высокого уровня унификации и синергии может показаться уникальным и неповторимым достижением. Тем не менее, ценность и применимость прежних европейских политических практик и подходов ЕС в текущих условиях смены парадигмы глобализации, рекалибровки ее параметров, может показаться не столь очевидной как прежде. Европейский союз сталкивается с вызовами, не имеющими прямых аналогов в истории и требующих принципиально иных мер противодействия, определения совершенно других по форме и содержанию стратегических ориентиров и подходов.
Евроскептицизм и дефицит демократии, политический радикализм, миграционные и экономические проблемы и другие, ставшие уже едва ли не хроническими, проблемы европейской интеграции систематически освещаются в многочисленных научных и экспертных публикациях. В них высказываются сомнения относительно релевантности европейского интеграционного опыта применительно к реалиям XXI века, постулируются тезисы об отсутствии у ЕС видимых перспектив достижения автономии в условиях дефицита внутренней сплоченности, снижении конкурентоспособности союза на фоне убывающей взаимозависимости все менее западоцентричного и все более полицентричного мира [22; 27]. С другой стороны, подготовлено и немало исследований, оценивающих настоящее и будущее ЕС с более оптимистичных позиций [4; 21]. Разночтения в экспертных выкладках относительно истинных возможностей ЕС, таким образом, весьма значительны, что порождает необходимость более детального обзора основных направлений деятельности ЕС, его стратегического отклика на вызовы замедляющейся глобализации (slowbalization) или даже деглобализации (deglobalization), оценку основных рисков и возможностей, связанных с этим явлением.