Статья поступила 18.08.2025 г.
Статья одобрена к публикации 14.09.2025 г.
История профессионального образования уходит своими корнями в глубокую древность, начинаясь в древнейшей традиции передавать свои умения от отца к сыну и от матери к дочери. В Древнем Мире дети ремесленников обучались ремеслу в семьях, продолжая династию ювелиров, кожевников, гончаров… Переход в другую профессию был крайне редок и воспринимался настолько необычным, что попадал в литературу как пример из жизни необычного человека. Возможность сменить семейную профессию стала восприниматься как одно из само собой разумеющихся только с первого века н.э., когда с принятием христианства, сначала в Византии, а потом и повсеместно в Европе, мастера стали принимать в обучение не только собственных родственников, но и любого человека, имеющего талант к ремеслу. К Средним векам сформировались гильдии мастеров, живущих по соседству — и этот принцип цеховой застройки средневековых городов сохранился до наших дней, оставшись в названии улиц и переулков: Рогожский вал, Столешников переулок, Большая Бронная улица, Котельническая набережная и др.
Принципиальный скачок в развитии среднего профессионального образования совершился в эпоху Петра Первого, открывшего в 1701 году в Санкт-Петербурге навигационную и артиллерийскую школы для подготовки квалифицированных рабочих. Потребность развивающегося государства требовало много профессиональных кадров — и в Российской империи начинают открываться ремесленные училища, готовящие специалистов для государственной службы. Созданные профессиональные школы стремились давать образования светское, западного типа, формируя в стране новый класс рабочих.
За последующие три столетия среднее профессиональное образование подверглось ряду успешных преобразований, превратившись из отдельных школ в систему реальных училищ, расположенных по всей стране. Промышленная революция второй половины XIX века требовала квалифицированные рабочие кадры — и в 1868 г. специальная комиссия по техническому и профессиональному образованию постановила крайнюю необходимость открытия нового типа школы. Уже с 1888 года поступить в реальное училище могли дети из любого сословия, а завершая его — получить квалификацию мастера. Важнейшим достижением в подготовке специалистов стала согласованность образовательных стандартов и учебных планов средних и высших учебных заведений, закрепив траекторию непрерывного образования: техникум/колледж — вуз — аспирантура.