По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.3 DOI:10.33920/nik-02-2511-02

Формируя будущее любовью

Вологина Ольга Вячеславовна преподаватель Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. адрес: lantan3@mail.ru. ORCID: 0009-0006-5971-4552

В статье рассматривается история профессионального образования, начиная с самого начала зарождения профессий. Показано, что среднее профессиональное образование совсем недавно было не очень престижным, ассоциировалось с теми, кто не хочет и не способен обучаться в вузе. Теперь же СПО становится той ступенью для развития профессионального образования, которая показывает его продуктивность и для продвижения по карьерной траектории и для получения заработка. Автор показывает, что постепенно изменяется и портрет современного студента колледжа, и выделяет три типа, анализируя каждый — мотивированный студент, избегающий ЕГЭ и просто лентяй. Автор отстаивает позицию, согласно которой к каждому из таких обучающихся можно найти особый педагогический подход.

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1888/ (дата обращения: 16.07.2025).

2. Концепция непрерывного образования. Утверждена Государственным комитетом СССР по народному образованию 18 марта 1989 г. Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. — 1989. — № 7. — С. 9–20.

3. Профессионально-техническое недоразумение //Журнал «Коммерсантъ Деньги». 22.11.2004.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы» от 3 сентября 2005 г. № 1340-р. // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 сентября 2005 г. № 37. — Ст. 3752.

5. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования СССР в период оттепели (1953–1964 гг.) // Вопросы истории, 2004. №9 [Электронный ресурс]. — URL: https://rabkrin.org/pyizhikov-a-v-reformirovanie-sistemyi-obrazovaniya-sssr-v-periodottepeli-1953-1964-gg-statya/(дата обращения: 16.07.2025).

6. Сергей Кравцов: «Система СПО, которой в этом году исполняется 85 лет, — это локомотив экономики России» [Электронный ресурс]. — URL: https://edu.gov. ru/press/10309/sergey-kravcov-sistema-spo-kotoroy-v-etom-godu-ispolnyaetsya-85let-eto-lokomotiv-ekonomiki-rossii (дата обращения: 16.07.2025).

7. Указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» от 2 октября 1940 года СССР [Электронный ресурс]. — URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиума_ВС_СССР_от_02.10.1940_о_государственных_трудовых_резервах_СССР (дата обращения: 16.07.2025).

8. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ (дата обращения: 16.07.2025).

1. Law of the Russian Federation "On Education" of July 10, 1992, No. 3266-1 [Electronic resource]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1888/ (date of access: July 16, 2025).

2. The Concept of Continuous Education. Approved by the USSR State Committee for Public Education on March 18, 1989. Bulletin of the USSR State Committee for Public Education. — 1989. — No. 7. — Pp. 9–20.

3. Vocational and Technical Misunderstanding // Kommersant Money Magazine. November 22, 2004.

4. Order of the Government of the Russian Federation "On the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2006-2010" dated September 3, 2005, No. 1340-r. // Collection of Legislation of the Russian Federation dated September 12, 2005, No. 37. — Article 3752.

5. Pyzhikov A.V. Reforming the Education System of the USSR during the Thaw (19531964) // Questions of History, 2004. No. 9 [Electronic resource]. — URL: https://rabkrin. org/pyizhikov-a-v-reformirovanie-sistemyi-obrazovaniya-sssr-v-period-ottepeli-19531964-gg-statya/ (date of access: 16.07.2025).

6. Sergei Kravtsov: "The SPO system, which turns 85 this year, is the locomotive of the Russian economy" [Electronic resource]. — URL: https://edu.gov.ru/press/10309/ sergey-kravcov-sistema-spo-kotoroy-v-etom-godu-ispolnyaetsya-85-let-etolokomotiv-ekonomiki-rossii (date of access: 16.07.2025).

7. Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR "On the state labor reserves of the USSR" of October 2, 1940 USSR [Electronic resource]. — URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиума_ВС_СССР_от_02.10.1940_о_правленных_ трудовых_презентах_СССР (date of access: 16.07.2025).

8. Federal Law of the Russian Federation "On Higher and Postgraduate Professional Education" of August 22, 1996 No. 125-FZ [Electronic resource]. — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ (date accessed: July 16, 2025).

Статья поступила 18.08.2025 г.

Статья одобрена к публикации 14.09.2025 г.

История профессионального образования уходит своими корнями в глубокую древность, начинаясь в древнейшей традиции передавать свои умения от отца к сыну и от матери к дочери. В Древнем Мире дети ремесленников обучались ремеслу в семьях, продолжая династию ювелиров, кожевников, гончаров… Переход в другую профессию был крайне редок и воспринимался настолько необычным, что попадал в литературу как пример из жизни необычного человека. Возможность сменить семейную профессию стала восприниматься как одно из само собой разумеющихся только с первого века н.э., когда с принятием христианства, сначала в Византии, а потом и повсеместно в Европе, мастера стали принимать в обучение не только собственных родственников, но и любого человека, имеющего талант к ремеслу. К Средним векам сформировались гильдии мастеров, живущих по соседству — и этот принцип цеховой застройки средневековых городов сохранился до наших дней, оставшись в названии улиц и переулков: Рогожский вал, Столешников переулок, Большая Бронная улица, Котельническая набережная и др.

Принципиальный скачок в развитии среднего профессионального образования совершился в эпоху Петра Первого, открывшего в 1701 году в Санкт-Петербурге навигационную и артиллерийскую школы для подготовки квалифицированных рабочих. Потребность развивающегося государства требовало много профессиональных кадров — и в Российской империи начинают открываться ремесленные училища, готовящие специалистов для государственной службы. Созданные профессиональные школы стремились давать образования светское, западного типа, формируя в стране новый класс рабочих.

За последующие три столетия среднее профессиональное образование подверглось ряду успешных преобразований, превратившись из отдельных школ в систему реальных училищ, расположенных по всей стране. Промышленная революция второй половины XIX века требовала квалифицированные рабочие кадры — и в 1868 г. специальная комиссия по техническому и профессиональному образованию постановила крайнюю необходимость открытия нового типа школы. Уже с 1888 года поступить в реальное училище могли дети из любого сословия, а завершая его — получить квалификацию мастера. Важнейшим достижением в подготовке специалистов стала согласованность образовательных стандартов и учебных планов средних и высших учебных заведений, закрепив траекторию непрерывного образования: техникум/колледж — вуз — аспирантура.

Для Цитирования:
Вологина Ольга Вячеславовна, Формируя будущее любовью. Ученый совет. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: