По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82 DOI:10.33920/nik-02-2511-06

О возможном источнике стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»

Севастьянов Александр Никитич главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, кандидат филологических наук, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: alulinav@gmail.com

В творчестве М.Ю. Лермонтова содержится немало загадок. Но все они не касались того, о чем пойдет речь ниже. С удивительной откровенностью Лермонтов ставит знак равенства между понятием «Родина» и видами родной русской природы, исключительно. При этом картины природы, русской сельской жизни противостоят в лермонтовском понимании патриотизма как положительный эквивалент отрицательному — военно-государственной мощи России («слава, купленная кровью») и ее историческому прошлому («темной старины заветные преданья»). И вообще, всем тем аргументам, которыми обычно пытаются воздействовать на рациональное начало («рассудок мой») в нашем сознании. Разум поэта, однако, оказывается закрыт для подобных доводов от патриотизма. Более того, надо понимать так, что разум трактует эти доводы в обратном смысле, то есть находит в них опору для борьбы (правда, безуспешной) со «странною любовью». Такой подход кажется парадоксальным, он намеренно эпатирует читателя. В статье предлагается авторская трактовка данного стихотворения.

Литература:

1. Архипов В.А. Лермонтов. Поэзия познания и действия. — М.: Московский рабочий, 1965. — 470 с.

2. Жижина А.Д. Вершина патриотической лирики Лермонтова // Русская речь. — 1973. — № 4. — С. 16–24.

3. Журавлева А.И. К пониманию идейного смысла «Родины» Лермонтова // Литература в школе. — 1969. — № 1.

4. Зунделович Я.О. Из творческих связей Лермонтова и Пушкина // Проблемы поэтики. — Ташкент: Фан, 1968. — 168 с. — С. 10–19.

5. Макогоненко Г.П. Творчество А. С. Пушкин а в 1830-е годы. — Л., 1974. — 463 c. — С. 20–25.

6. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова. «Родина», «Выхожу один я на дорогу» // Русская классическая литература. Разборы и анализы. Сост. Д. Устюжанин. — М.: Просвещение, 1969. — 406 с.

7. Эйхенбаум Б.М. Общественно-политические декларации Лермонтова (1838– 1841) // Ученые записки ЛГУ, 1943, № 87. — Сер. гуманитарных наук. — С. 152–172.

1. Arkhipov V.A. Lermontov. Poetry of Knowledge and Action. Moscow: Moskovsky Rabochy, 1965. — 470 p.

2. Zhizhina A.D. The Pinnacle of Lermontov's Patriotic Lyrics // Russkaya Rech. 1973, no. 4, pp. 16–24.

3. Zhuravleva A.I. Understanding the Ideological Meaning of Lermontov's "Motherland" // Literature in School. 1969, no. 1.

4. Zundelovich Ya.O. From the Creative Connections between Lermontov and Pushkin // Problems of Poetics. Tashkent: Fan, 1968. — 168 p. — P. 10–19.

5. Makogonenko G.P. The Works of A. S. Pushkin in the 1830s. — Leningrad, 1974. — 463 p. — P. 20–25.

6. Maksimov D.E. On Two Poems by Lermontov. “Homeland,” “I Go Out Alone on the Road” // Russian Classical Literature. Analyses and Reviews. Comp. by D. Ustyuzhanin. — Moscow: Prosveshchenie, 1969. — 406 p.

7. Eikhenbaum B.M. Socio-Political Declarations of Lermontov (1838–1841) // Scientific Notes of Leningrad State University, 1943, No. 87. — Series of Humanitarian Sciences. — P. 152–172.

Статья поступила 26.09.2025 г. Статья одобрена к публикации 11.10.2025 г.

ВВЕДЕНИЕ В творчестве М.Ю. Лермонтова, в том числе в ставшем хрестоматийным стихотворении «Родина», о котором не раз писали многие авторы [1–4; 6–7], есть немало загадок.

Всем нам хорошо памятны 12 строк:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз,

И на холме, средь желтой нивы,

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топотом и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Важно отметить, что стихия народной жизни в стихотворении не представлена как животворящий источник патриотизма, а поставлена в один ряд с видами природы и сама по себе тоже — своего рода вид. И автор не отождествляет себя с этой стихией, а любуется ею извне, со стороны, как этнографическим и вместе эстетическим элементом все той же знакомой с детства родной панорамы.

Откровенная позиция Лермонтова, сознательно и жестко ограничившего содержание слова «Родина», кажется беспрецедентной. Она, на первый взгляд, выламывается из русской поэтической традиции. Ведь завоевания, территориальные приращения, военная мощь России были предметом поэзии Державина, Хераскова, Пушкина, находивших в этом оправдание национальной русской гордости. Славе русского оружия сочувствовали Карамзин, Радищев, Грибоедов. А о «русском духе», «русском народном характере» как о предмете национального самостояния писали те же Державин, Пушкин, Грибоедов, Карамзин и многие, многие другие.

Впрочем, что касается Пушкина, тут все несколько сложнее.

Лермонтову шел семнадцатый год, когда в № 1 «Литературной газеты» за 1831 год появились пушкинские стихи, имевшие, как справедливо отмечает Г.П. Макогоненко, характер литературного манифеста [5, c. 20–25]. Это был отрывок из «Евгения Онегина», вполне, однако, самостоятельный и законченный по мысли. В нем Пушкин говорил о решительном повороте, произошедшем в его творчестве, повороте от канонов и идеалов романтизма — к реализму. «Высокопарные мечтанья» ушли вместе с молодостью поэта. Наступил новый период жизни, пришёл прямой и простой взгляд на мир. Ненужными показались пышные декорации, необычайность обстановки, которыми щедро обставляли романтики (и он сам когда-то) действия своих героев.

Для Цитирования:
Севастьянов Александр Никитич, О возможном источнике стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина». Ученый совет. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: