Статья поступила 04.06.2025 г. Статья одобрена к публикации 15.08.2025 г.
Число «космических держав» в мире неуклонно растет. Космической деятельностью помимо NASA в США, Роскосмоса в России, CNSA в Китае и Европейского космического агентства в мире занимаются десятки структур. Основными участниками активной космической деятельности остаются США, Китай, Россия, ЕС, Индия и Япония. Военно-космическими программами также располагают и другие высокоразвитые страны: Великобритания, Германия, Франция, Израиль. Около двух десятков агентств могут проводить космические запуски. Но реальные разработки в этом направлении есть только у шести упомянутых выше держав, которые способны отправлять в космос и возвращать на землю людей, с разными целями эксплуатировать космические корабли.
Военный космический потенциал, которым располагают США, Россия, Китай и в определенной мере Индия, может дать им множество преимуществ в будущем. Важно учитывать, что начиная с 2030-х годов ключевой темой в повестке дня мирового сообщества станет доступ к ресурсам в космосе. Низкая околоземная орбита (LEO), где размещаются большинство спутников, становится переполненной: к 2025 году на ней находится множество объектов, включая действующие аппараты и обломки. Это увеличивает риск столкновений.
Резко возросла межцивилизационная политическая напряжённость, усилилась военная риторика. Опасность для международного мира представляют попытки Запада, исключая ООН, регулировать кризисы путем одностороннего санкционного давления и иных мер силового воздействия, в том числе вооруженной агрессии. Использование принудительных мер и вооруженной силы в обход Устава ООН и его СБ не способно устранить глубокие социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов. Оно лишь ведет к расширению конфликтного пространства, провоцирует напряженность и гонку вооружений, усугубляет межцивилизационные противоречия.
Конфронтационная политика Вашингтона в сочетании с обладанием США самой крупной военной группировкой спутников вынуждают конкурентов развивать свой противоспутниковый потенциал, что демонстрируют Россия, Китай и Индия. Американская орбитальная группировка, включая военную и разведывательную, насчитывает 576 космических аппаратов, российская — 140, Китайская — 181, у прочих стран — 522. [2] Индия стала четвёртой державой, участницей возможных конфликтов в космосе. Еще в марте 2019 года в обращении к нации премьер-министр Индии Нарендра Моди объявил об успехах в космосе, подчеркнув, что горд за страну, научившуюся сбивать спутники на низкой орбите. При этом он призвал мировое сообщество не волноваться, «обломков намного меньше, чем это получилось у Китая, а космическое оружие Индия создаёт для обороны» [1].