По мнению автора, культурология до сих пор пребывает в еще слабо «одомашненном» виде, еще явно проявляет черты природной «неприрученности». Это выражается во многих ее наблюдаемых характеристиках, и более всего в том, насколько культурология еще находится во власти стихийного «самозванства». Любой исследователь, в лексиконе которого встречается слово «культура», смело провозглашает себя культурологом и требует признания со стороны профессионального сообщества. Это обусловлено тем, что культурологическое профессиональное сообщество еще не может найти консенсуса в целом ряде ключевых для всякой науки вопросов.
Одной из специфических особенностей народной традиционной культуры также является такое его качество, как нормативность — способность к регуляции тех общественных отношений, которые составляют социальную основу культуры. Кстати, среди многочисленных трактовок традиционной культуры и фольклора сегодня наибольшей популярностью пользуется именно социокультурная. Она позволяет анализировать этот тип культуры во всем многообразии его социальных элементов. Актуальность рассмотрения этого типа культуры в нормативном ракурсе определяется тем, что социальные и эстетические нормативы, которые сформировались в границах русской традиционной культуры, продолжают активно функционировать и в современном культурном пространстве, чем Россия принципиально отличается от стран Запада.
Автор ссылается на книгу Людмилы Бояджиевой «Марина Цветаева. Неправильная любовь», из которой явствовало, что и жизнь великого поэта была не совсем правильная. В статье представлена проверка данной интерпретации на примере литературы о Цветаевой в Интернете и страстную полемику по данному вопросу, а также дневников самой Марины Цветаевой. Главное в статье – методология гуманитарного исследования, которую автор раскрывает на примере реконструкции личности и трагедии Марины Цветаевой.
Развитие технологий на рубеже XX века обращает внимание на проблемы связи искусства с научными достижениями в сфере акустики, искусственного интеллекта, электроники, сонорики. В эпоху современности, при интенсивном развитии науки и техники вполне возможны и неожиданные синтетические формы объединения жанров. Использование компьютерных технологий обогащает звучание акустических инструментов оркестра, оказывая сильное психоакустическое влияние на публику. Смена представлений о тембральном звучании, желание слышать новые интонации в эстетике XXI века раздвигает рамки самого понятия музыкального звука. Компьютерный век создал новую эстетическую парадигму, которая основана на синтезе техники и искусства. Современные идеи и эксперименты создали звуковое пространство, где сосуществуют акустические тоновые звуки, электронные тембры звучания и шумы без тоновой основы. Поэтому границы музыкального пространства в звуковой области тоже становятся весьма зыбкими и неопределенными, а современные возможности театрализации и визуализации делают внешние границы музыкального искусства еще более неустойчивыми. И такая жанровая подвижность границ ярко проявляется в творчестве многих современных композиторов. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе по направлениям подготовки, связанным с музыкальным искусством.
«Зрелищность» в современном информационном обществе является одним из важнейших факторов и инструментов формирования национально-культурной идентичности, так как ее роль в праздничной, церемониальной, визуальной, телевизионной, экранной, интернеткультуре, и других подобных видах культуры постмодерна, которые владеют важнейшими идеологическими и воспитательными ресурсами для формирования в обществе национального и культурного самосознания и самоидентификации граждан, является первостепенной. В современное время, а именно в эпоху постмодернизма, экран, а также экранная, телевизионная, интернет-культура, визуальная культура являются мощнейшим идеологическим оружием, воздействующим воспитательным средством, участвующим в созидательной национально-культурной политике государства. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе по направлению подготовки «Культурология».