По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 398 DOI:10.33920/nik-02-2407-02

Нормативность традиционной культуры как ее атрибутивная особенность

Костина Анна Владимировна профессор кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7216-4157

Одной из специфических особенностей народной традиционной культуры также является такое его качество, как нормативность — способность к регуляции тех общественных отношений, которые составляют социальную основу культуры. Кстати, среди многочисленных трактовок традиционной культуры и фольклора сегодня наибольшей популярностью пользуется именно социокультурная. Она позволяет анализировать этот тип культуры во всем многообразии его социальных элементов. Актуальность рассмотрения этого типа культуры в нормативном ракурсе определяется тем, что социальные и эстетические нормативы, которые сформировались в границах русской традиционной культуры, продолжают активно функционировать и в современном культурном пространстве, чем Россия принципиально отличается от стран Запада.

Литература:

1. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора / С. Б. Адоньева; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб. : СПбГУ : Амфора, 2004. — 309 с.

2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М.: Бомбора, 2024. — 592 с.

3. Даль В.И. Пословицы русского народа : сборник В. Даля в 2 томах. — Москва : Художественная литература, 1984.

4. Дзенискевич Г.И. Медведь в фольклоре индейцев Аляски // У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / под ред. Б.Н. Путилова. Л.: Наука, 1984.

5. Исторические песни XIII–XVI веков [Текст] / Изд. подгот. Б.Н. Путилов и Б.М. Добровольский.— Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние], 1960. — 696 с.

6. Котельникова Н.Е. Средства обретения клада в русской фольклорной прозе // Славянская традиционная культура и современный мир. — 2021. — №1. — С. 160–172.

7. Народный календарь. Русский месяцеслов или «круголёт» https://kulturato.ru/new/index.php/tyumenskij-rajon/item/32874-narodnyj-kalendar-russkijmesyatseslov-ili-krugoljot

8. Путилов Б.Н. История одной сюжетной загадки (былина о Михаиле Козарине) // Вопросы фольклора: Сб. Томск, 1965. — С. 9–1.

9. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam / Б.Н. Путилов; Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб. : Петерб. Востоковедение, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). — 457 с.

10. Римский-Корсаков Н.А. Сто русских народных песен : Для голоса с ф.-п.: Соч. 24 / Предисл. и примеч. авт. — Москва : Музыка, 1977. — 224 с.

11. Современный городской фольклор / [Редкол. А. Ф. Белоусов и др.]. — Москва : [Рос. гос. гуманитар. ун-т], 2003 (ППП Тип. Наука). — 731 с.

12. Стернин И.А. О национальном коммуникативном сознании // Лингвистический вестник. — Вып. 4. — Ижевск, 2002. — С. 87–94.

1. Adonyeva S.B. Pragmatics of folklore / S. B. Adonyeva; St. Petersburg state univ. — SPb. : St. Petersburg State University: Amphora, 2004. - 309 p.

2. Bern E. People who play games. Games People Play. M.: Bombora, 2024. — 592 p.

3. Dal V.I. Proverbs of the Russian people: collection by V. Dahl in 2 volumes. — Moscow: Fiction, 1984.

4. Dzeniskevich G.I. Bear in the folklore of the Alaska Indians // At the ethnographic origins of folklore plots and images / ed. B.N. Putilova. L.: Nauka, 1984.

5. Historical songs of the XIII–XVI centuries [Text] / Ed. prepared B.N. Putilov and B.M. Dobrovolsky.— Moscow; Leningrad: Publishing house Acad. Sciences of the USSR. [Leningr. department], 1960. — 696 p.

6. Kotelnikova N.E. Means of finding treasure in Russian folklore prose // Slavic traditional culture and the modern world. — 2021. — No. 1. — pp. 160–172.

7. Folk calendar. Russian month book or “krugoljot” https://kultura-to.ru/new/ index.php/tyumenskij-rajon/item/32874-narodnyj-kalendar-russkij-mesyatseslov-ilikrugoljot

8. Putilov B.N. The story of one plot riddle (an epic about Mikhail Kozarin) // Questions of folklore: Sat. Tomsk, 1965. — P. 9–1.

9. Putilov B.N. Folklore and folk culture; In memoriam / B.N. Putilov; Ross. acad. Sci. Museum of Anthropology and Ethnography named after. Peter the Great (Kunstkamera). — St. Petersburg. : Petersburg. Oriental Studies, 2003 (Academic type. Science RAS). — 457 p.

10. Rimsky-Korsakov N.A. One Hundred Russian Folk Songs: For voice with f.-p.: Op. 24 / Preface and note. auto — Moscow: Music, 1977. — 224 p.

11. Modern urban folklore / [Ed. A.F. Belousov and others]. — Moscow: [Rus. state humanitarian University], 2003 (PPT Type. Science). — 731 p.

12. Sternin I.A. On national communicative consciousness // Linguistic Bulletin. — Vol. 4. — Izhevsk, 2002. — pp. 87–94.

Когда ученые пытаются определить причины широкого распространения в современной российской культуре нормативов, задаваемых традицией, они, как правило, обращаются к историческим обстоятельствам. Называют огромные просторы России, где осуществлять надзор за соблюдением законов всегда было делом затруднительным, о чем говорит и фраза Карамзина, ставшая крылатой, о строгости российских законов, компенсирующейся необязательностью их исполнения. Соответственно, в условиях незначительного влияния законов существенно повышалась роль нормативов, заданных традицией.

Но дело, думается, не в этом. Ведь уже в XI веке это различие четко осознавалось книжниками и фиксировалось в трактатах и летописях. Академик Панченко открыл рукопись XI века, написанную как раз одним из основателей русской словесности Кириллом — «Проглас». И здесь четко излагается мысль о том, что на Руси крестьяне «спасаются благодатью», а не «живут законом». Закон и Благодать — эти категории определяют и содержание произведения Митрополита Иллариона. То есть, с одной стороны, Закон западного общества как наследие Римской империи, основанной, прежде всего, на правовых отношениях, и, с другой стороны, Благодать как особая этическая установка, опирающаяся как на религиозные установления, так и на мощную традицию. Например, русский человек до сих пор в оценке своих действий обращается не только к закону, но и к совести, руководствуясь императивом «поступай с другим так же, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», а для западного человека мерилом правильности его поведения становится закон с его установкой «что не запрещено, то разрешено».

Если это понять, станет очевидно, почему стремление к глобальному влиянию Запада вызывает мощное сопротивление не западных стран. Это связано, в частности, с тем, что ценности западного мира, основанные на законе — и среди них такие, как либерализм и демократия — вступают в противоречие с традиционными нормативами не только российской, но также исламской, буддистской, конфуцианской цивилизаций, которые до сих пор свято почитают традиционные нормы. Закономерно, что в этих странах жив фольклор — и не только современный, но и традиционный, который весь пронизан идеями поддержания или нарушения традиционных норм, законов, правил поведения, представлений о мире и жизни. По меткому наблюдению Б.Н. Путилова, герои фольклора постоянно вовлекаются в коллизии, где они стоят перед выбором покорности или борьбы, отступления или преодоления, принятия или нарушения [9, c. 140].

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Нормативность традиционной культуры как ее атрибутивная особенность. Ученый совет. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: