По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 781.2 DOI:10.33920/nik02-2407-04

Промежуточные формы музыкального искусства и новые информационные технологии

Щеглова Татьяна Геннадьевна старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: musicaforever@rambler.ru, ORCID 0000-00002-8522-0648

Развитие технологий на рубеже XX века обращает внимание на проблемы связи искусства с научными достижениями в сфере акустики, искусственного интеллекта, электроники, сонорики. В эпоху современности, при интенсивном развитии науки и техники вполне возможны и неожиданные синтетические формы объединения жанров. Использование компьютерных технологий обогащает звучание акустических инструментов оркестра, оказывая сильное психоакустическое влияние на публику. Смена представлений о тембральном звучании, желание слышать новые интонации в эстетике XXI века раздвигает рамки самого понятия музыкального звука. Компьютерный век создал новую эстетическую парадигму, которая основана на синтезе техники и искусства. Современные идеи и эксперименты создали звуковое пространство, где сосуществуют акустические тоновые звуки, электронные тембры звучания и шумы без тоновой основы. Поэтому границы музыкального пространства в звуковой области тоже становятся весьма зыбкими и неопределенными, а современные возможности театрализации и визуализации делают внешние границы музыкального искусства еще более неустойчивыми. И такая жанровая подвижность границ ярко проявляется в творчестве многих современных композиторов. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе по направлениям подготовки, связанным с музыкальным искусством.

Литература:

1. Велютин А.П. Музыка как язык Вселенной. Творчество Карлхайнца Штокхаузена. — СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2017. —104 с.

2. Галеев Б.М. Советский Фауст. Лев Термен — пионер электронного искусства [Текст] / Булат Галеев. — Казань, 2010. — 178 с.

3. Егорова Т. Вселенная Эдуарда Артемьева. — Вагриус, 2006. — 296 с.

4. Екимовский В. Оливье Мессиан: жизнь и творчество / В. Екимовский; предисл. Р.К. Щедрина. — М.: Советский композитор, 1987. — 301 с.

5. Задерецкий В.В. Сонористическое претворение принципа остинатности в творчестве Оливье Мессиана// Проблемы музыкальной науки. — Вып. 6. — М., 1985. — С. 283–317.

6. Когоутек, Цтирад. Sprachkomposition, Техника композиции в музыке XX века [Текст]: [Пер. с чеш.] / Цтирад Когоутек ; [Вступ. статья К.Н. Иванова и др.]; [Коммент. Ю.Н. Рагса и Ю.Н. Холопова]. — М.: Музыка, 1976. — 367 с.

7. Костина А.В. Кризис современной идентичности и доминирующие стратегии идентификации в границах этноса, нации, массы // Знание. Понимание. Умение. 2009. — №4. — С. 167–175.

8. Костина А.В. Основы рекламы. [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям / А.В. Костина, Э.Ф. Макаревич, О.И. Карпухин. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : КноРус, 2012. — 401 с.

9. Лейпсон Л.В. Музыкальный материал в творчестве представителей западноевропейского авангарда второй половины XX — начала XXI веков : от фонетической композиции к перформативности : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Лейпсон Людмила Викторовна; [Место защиты: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки]. — Новосибирск, 2017. — 25 с.

10. Микешина Л.А. Философия науки: учебное пособие для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов России/ Л.А. Микешина, Москва: Международный университет в Москве, 2006. — 439 с.

11. Просняков М.Т. «Музыка — это искусство координации и гармонии вибраций». Карлхайнц Штокхаузен // Электронная музыка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.em.tgizd.ru/0306.shtml (дата обращения: 27.07.2023).

12. Шапинская Е.Н. Сны Просперо, рассказанные языком современной музыки: фантасмагория Томаса Адеса на тему «Бури» Уильяма Шекспира // Культура культуры. — 2014. — Т. 3. — № 3. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sny-prospero-rasskazannye-yazykom-sovremennoymuzyki-fantasmagoriya-tomasa-adesa-na-temu-buri-uilyama-shekspira/viewer (дата обращения: 27.07.2023).

13. Штокхаузен. // Музыка для синтезатора = Music for synthesizer: [журнал об электронной музыке для профессионалов и любителей]. — М.: Научтехлитиздат, 2006, № 3.

1. Velyutin A.P. Music as the language of the Universe. The works of Karlheinz Stockhausen. — St. Petersburg: Composer St. Petersburg, 2017. — 104 p.

2. Galeev B.M. Soviet Faust. Lev Theremin — pioneer of electronic art [Text] / Bulat Galeev. — Kazan, 2010. — 178 p.

3. Egorova T. Universe of Eduard Artemyev. — Vagrius, 2006. — 296 p.

4. Ekimovsky V. Olivier Messiaen: life and creativity / V. Ekimovsky; preface R.K. Shchedrin. — M.: Soviet Composer, 1987. — 301 p.

5. Zaderetsky V.V. Sonoristic implementation of the principle of ostinatism in the works of Olivier Messiaen // Problems of musical science. — Vol. 6. — M., 1985. — P. 283–317.

6. Kohoutek, Tstirad. Sprachkomposition, Composition technique in music of the 20th century [Text]: [Trans. from Czech] / Tstirad Kohoutek; [Intro. article by K.N. Ivanova and others]; [Comment. Yu.N. Rags and Yu.N. Kholopov]. — M.: Muzyka, 1976. — 367 p.

7. Kostina A.V. The crisis of modern identity and the dominant strategies of identification within the boundaries of an ethnic group, nation, mass // Knowledge. Understanding. Skill. 2009. — No. 4. — pp. 167–175.

8. Kostina A.V. Basics of advertising. [Text]: textbook. a manual for students of higher educational institutions studying in the humanities / A.V. Kostina, E.F. Makarevich, O.I. Karpukhin. — 4th ed., rev. and additional — Moscow: KnoRus, 2012. — 401 p.

9. Leipson L.V. Musical material in the works of representatives of the Western European avant-garde of the second half of the 20th — early 21st centuries: from phonetic composition to performativity: abstract of thesis. ... candidate of art history: 17.00.02 / Leipson Lyudmila Viktorovna; [Place of protection: Novosib. state Conservatory named after M.I. Glinka]. — Novosibirsk, 2017. — 25 p.

10. Mikeshina L.A. Philosophy of science: a textbook for humanitarian and nonhumanitarian areas and specialties of Russian universities / L.A. Mikeshina, Moscow: International University in Moscow, 2006. — 439 p.

11. Prosnyakov M.T. “Music is the art of coordinating and harmonizing vibrations.” Karlheinz Stockhausen // Electronic music. [Electronic resource]. URL: http://www. em.tgizd.ru/0306.shtml (access date: 07/27/2023).

12. Shapinskaya E.N. Prospero's dreams told in the language of modern music: Thomas Adès's phantasmagoria on the theme of "The Tempest" by William Shakespeare // Culture of Culture. — 2014. — T. 3. — No. 3. [Electronic resource]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sny-prospero-rasskazannye-yazykom-sovremennoy-muzykifantasmagoriya-tomasa-adesa-na-temu-buri-uilyama-shekspira/viewer (access date: 07.27.2023 ).

13. Stockhausen. // Music for the synthesizer = Music for synthesizer: [magazine about electronic music for professionals and amateurs]. — M.: Nauchtekhlitizdat, 2006, No. 3.

Динамика современного мира активизируется благодаря новым идеям и открытиям, появляющимися в науке, а коммуникационные технологии усиливают эти процессы, соединяя деловую и потребительскую культуру в массовых объемах. Роль коммуникационных процессов и распространение Интернета возрастает и имеет особое значение для современной культурной среды. Развитие Интернета и сетевых технологий приводит к коммуникации в режиме реального времени. Распространение музыкальных произведений через Интернет межнациональными коммуникационными связями делает доступными для массовой публики самые различные образцы музыкального искусства. Новейшие технологические ресурсы помогают экспериментам современных композиторов в создании новых форм, нового звучания музыкального материала в самых разнообразных направлениях музыкального искусства, которое меняет структуру и содержание благодаря обменным процессам, происходящим во всех сферах общественной жизни.

Современное музыкальное искусство под воздействием как эстетических, так и социальных факторов бесконечно усложняется, видоизменяется, т.к. в процессе симбиоза традиционных, элитарных и массовых форм рождается группа произведений, сочетающих в себе черты обоих типов творчества и выступающих в промежуточных формах.

Условные границы между стилями и жанрами современного музыкального искусства, поиски новых выразительных средств, приводят к проникновению в музыку открытости форм, импровизационности, звуковысотность становится не важна, а современные технологии привносят новое электронное звучание в акустические традиции. Родоначальник направления отечественной электронной музыки, советский и российский композитор Эдуард Артемьев в своих произведениях устраняет все стилистические границы и барьеры музыкальных жанров. Его творчество сыграло огромную роль в развитии российской композиторской школы электронной музыки. В произведениях Артемьева [3] слышны психоделические мотивы восточной философии, джазовый фьюжн, краут (психоделическая рок-музыка). Характерно, что сам стиль фьюжн соединяет в себе элементы джаза и музыки других направлений: поп, рок, фанк, этнической музыки и др. Это смешение различных форм и импровизационных техник джаза с электрическими инструментами рока, ритмами соула и ритм-энд-блюза подчеркивает синтез, взаимовлияние и отсутствие четкости границ различных стилей в современном музыкальном искусстве.

Для Цитирования:
Щеглова Татьяна Геннадьевна, Промежуточные формы музыкального искусства и новые информационные технологии. Ученый совет. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: