По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 128 DOI:10.33920/nik02-2407-05

Формирование национально-культурной идентичности как функция зрелищности и зрелищной культуры

Морозова Елена Ивановна доцент кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: eim7@mail.ru

«Зрелищность» в современном информационном обществе является одним из важнейших факторов и инструментов формирования национально-культурной идентичности, так как ее роль в праздничной, церемониальной, визуальной, телевизионной, экранной, интернеткультуре, и других подобных видах культуры постмодерна, которые владеют важнейшими идеологическими и воспитательными ресурсами для формирования в обществе национального и культурного самосознания и самоидентификации граждан, является первостепенной. В современное время, а именно в эпоху постмодернизма, экран, а также экранная, телевизионная, интернет-культура, визуальная культура являются мощнейшим идеологическим оружием, воздействующим воспитательным средством, участвующим в созидательной национально-культурной политике государства. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе по направлению подготовки «Культурология».

Литература:

1. Аверкова А.В. Спорт на экране: телережиссура массового зрелища: автореф. дис. … канд. искусствоведения. — М., 2011. — 27 с.

2. Идентичность // Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2000174 (дата обращения: 27.07.2023).

3. Конович А.А., Кудашов В.Ф. Зрелищность праздника как фактор формирования историко-культурной идентичности // Вестник СПбГИК. — 2017. — №3 (32). — С. 57–61.

4. Костина А.В. Национально-культурная идентичность как основание для диалога культур и партнерства цивилизаций // Диалог культур и партнерства цивилизаций : XIV Международные Лихачевские научные чтения, 15–20 мая. 2014 г. — СПб.: СПбГУП, 2014. — 592 с. — С. 305–309.

5. Костина А.В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 144 с.

6. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: УРСС, 2004. — 350 с.

7. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 3-е изд., испр. и доп. Челябинск, 2010. — 251 с.

8. Постмодернизм [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пос тмодернизм#:~:text=Постмодернизм%20(фр.%20postmodernisme%20—%20после (дата обращения: 27.07.2023).

9. Сараф М.Я. Эстетические компоненты спортивной деятельности: дис. … д-ра филос. наук. М., 1981. 316 л. [Электронный ресурс]. URL: URL: https: // elibrary.ru (дата обращения: 27.07.2023).

10. Церемония [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Церемония#:~:text=Церемония%20(лат.%20caeremonia%2C%20 ceremonia%2C%20cerimonia,торжественное%20проведение%20мероприятия%20 согласно%20церемониалу (дата обращения: 27.07.2023).

11. Церемония [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ dmitriev/5823/церемония (дата обращения: 27.07.2023).

1. Averkova A.V. Sports on the screen: television directing of a mass spectacle: author's abstract. dis. ...cand. art history — M., 2011. — 27 p.

2. Identity // Great Russian Encyclopedia [Electronic resource]. URL: https://old. bigenc.ru/philosophy/text/2000174 (date of access: 07.27.2023).

3. Konovich A.A., Kudashov V.F. The entertainment of the holiday as a factor in the formation of historical and cultural identity // Bulletin of St. Petersburg State Institute of Cinematography. — 2017. — No. 3 (32). — P. 57–61.

4. Kostina A.V. National-cultural identity as a basis for dialogue of cultures and partnership of civilizations // Dialogue of cultures and partnership of civilizations: XIV International Likhachev Scientific Readings, May 15–20. 2014. — St. Petersburg: SPbGUP, 2014. — 592 p. — pp. 305–309.

5. Kostina A.V. The relationship between traditionality and creativity as the basis of sociocultural dynamics. M.: Book house "LIBROKOM", 2010. — 144 p.

6. Kostina A.V. Mass culture as a phenomenon of post-industrial society. Ed. 2nd, revised and additional M.: URSS, 2004. — 350 p.

7. Lazareva L.N. History and theory of holidays: textbook. allowance. Chelyab. state acad. culture and arts. 3rd ed., rev. and additional Chelyabinsk, 2010. — 251 p.

8. Postmodernism [Electronic resource]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Postm odernism#:~:text=Postmodernism%20 (French%20postmodernisme%20—%20after (access date: 07/27/2023).

9. Saraf M.Ya. Aesthetic components of sports activity: dis. ... Doctor of Philosophy Sci. M., 1981. 316 p. [Electronic resource]. URL: URL: https: // elibrary.ru (date of access: 07/27/2023).

10. Ceremony [Electronic resource]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ceremony#:~:text=Ceremony%20 (lat.%20caeremonia%2C%20ceremonia%2C%20 cerimonia, ceremonial%20holding%20event%20according to%20ceremony (date of appeal : 07/27/2023).

11. Ceremony [Electronic resource]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ dmitriev/5823/ceremony (access date: 07.27.2023).

Национально-культурные особенности, или черты идентификации народов, государств выражаются и сохраняются с помощью «зрелищности» — ее выразительного, доступного для понимания каждым человеком «языка» — символов, семиотических знаков, а также цветовой гаммы, звуковой палитры, жестов, пластики, сложности и рискованности исполняемых пируэтов в танце, балете, акробатике, и др., пассажей и фиоритур используемых в вокальном и инструментальном искусстве, масштабности форм в изобразительном искусстве, масштабности проводимого мероприятия, а также изысканности изделий кулинарного искусства, арома-искусства, и другого, которое «требует определенной организации материала по законам эстетического восприятия» [9].

Понятие «идентичность» (от средне-векового латинского identicus — тождественный, одинаковый) означает «похожесть», принадлежность к чему-то, что объединено в группу по общим признакам, характеристикам, свойствам, даже идеям и так далее, которые говорят о многом — о статусе, о ценностном понимании, об интересах, о социальной, национальной и культурной принадлежности, «является, одним из центральных аспектов личностного самоопределения и самосознания человека, помогая ему оставаться самим собой в меняющихся ситуациях и доставляя критерии для оценки окружающего мира и самооценки» [2]. Следовательно, национально-культурная идентичность — это принадлежность человека или группы людей к определенному народу или народности с характерными для него сложившимися национальными и культурными чертами, привычками, традициями, которые полностью находят свое выражение и отражение в праздничной и церемониальной культуре.

«Зрелищность» становится залогом успешного вовлечения масс в национально-культурную идеологию, которая необходима для самосознания человека как представителя определенной национальной культуры. Эти задачи успешно реализуются через праздничную и церемониальную культуру, где «зрелищность» рассматривается «как компонент культурной политики государства, в которой праздничное действо функционирует как система формирования ценностей общества, сплоченности, государственной и культурной идентификации, опирающаяся на память поколений, приобретенная через опыт конкретных исторических событий» [3, c. 59].

Для Цитирования:
Морозова Елена Ивановна, Формирование национально-культурной идентичности как функция зрелищности и зрелищной культуры. Ученый совет. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: